Речь аутиста
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Из-за особенностей психики у таких детей сильнее всего страдает речь – одна из высших нервных функций. Она нужна людям общения друг с другом, в чём потребности такие дети не испытывают. Предпочитают обходиться жестами или бездействием.
Из-за этого развиваются многочисленные стандартные сложности:
- молчание по достижении возраста 2 года, когда говорить уже нужно;
- эхолалии – повторение, часто зацикленное, отдельных слов и целых фраз, сказанных другими людьми;
- набор слов и фраз штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути;
- неумение вести диалог при хорошо развитой монологической речи;
- трудности с произношением отдельных звуков;
- неумение использовать личные местоимения;
- грамматические ошибки;
- буквальное понимание значения слов.
Речь детей с аутизмом нужно систематически развивать. Уделяя внимание тому, как они говорят, как понимают других людей. [3]
Развитие понимания речи
Речевые проблемы у детей с аутизмом проявляются в первую очередь не в том, как они используют этот инструмент для общения, а в том, что у окружающих часто создаётся впечатление, что ребёнок их не понимает.
Чтобы в будущем человек адаптировался в обществе при таком диагнозе, у детей с аутизмом нужно заниматься развитием понимания речи, выработать умение реагировать на чужие слова.
Как донести важность общения ребёнку с аутизмом
Для этого разработаны такие рекомендации:
- Привязывайте свои высказывания к конкретной деятельности ребёнка, апеллируя к эмоциональной составляющей. Рисуя тот или иной сюжет, проговаривайте детали своей работы. Мотивируйте малыша вспоминать эмоционально важные моменты, с этим связанные.
- Комментариями вносите смысл в повторяющуюся деятельность.
- Расставляйте при беседе эмоциональные акценты на том, что привлекает внимание ребёнка. Положительно оценивайте то, что ему нравится.
- Указывайте на причинно-следственные связи, суть явлений, особенно если они чем-нибудь пугают аутиста или заинтересовывают. Дополнительно вы даёте необходимые знания об устройстве мира.
- Разъясняйте важные и обыденные жизненные события, тем самым давая схемы общественно принятых правил. Объясняя поведение своё или других людей с точки зрения логики, вы также даёте алгоритмы типового поведения. Малыш их запоминает, и затем может применять в течение взрослой жизни.
- Проговаривайте чувства и эмоции, которые испытывают как окружающие, так и сам ребёнок. Для него сложно понять поведение окружающих, разобраться в том, что чувствует он и какие эмоциональные реакции, какими словами выразить.
- Говорите сложными предложениями, давайте развёрнутые объяснения. На самом деле, чем интереснее, разнообразнее вы говорите, тем больший интерес испытывает ребёнок. Слова больше привлекают внимание, лучше запоминаются. [5]
Работа дает свои плоды. Примером служат известные люди с аутизмом и сумевшие преодолеть трудности.
Развитие вербальной коммуникации
Классическое речевое отставание у аутистов встречается достаточно редко.
Формирование и развитие речи у детей с аутизмом – цель коррекционной работы. Так как направлена на улучшение навыков говорения, расширение словарного запаса. Способствует пониманию в нужности диалога, пополнению знаний о правильных социальных реакциях.
Полезны также физиотерапевтические методики, такие как транскраниальная магнитная стимуляция.
Как разговорить аутиста
Чтоб разговорить ребёнка-аутиста, разработаны ряд подходов:
- Провоцирование непроизвольного подражания. Занимаясь делом, вызывающим интерес у малыша, привлекайте его помочь. Сопровождайте все действия звуками, словами. Например, набирая текст или выдувая воздушные пузыри, сначала сделайте это сами, делая максимально эмоциональное лицо. Затем предложите малышу, сопровождая процесс звукоподражанием или положительным комментарием: «Какой ты молодец, как здорово получается».
- Подталкивание к непроизвольным словесным реакциям. Сопровождайте постоянные действия какими-нибудь знакомыми строчками песенки или стихов, замалчивая последнее слово в строчке, чтобы ребёнок произносил его сам.
- Развивающие дыхательные и артикуляционные занятия для детей, не говорящих в возрасте 4-5 лет. Так как их артикуляционный аппарат не развит, чтобы они заговорили, понадобится дополнительная тренировка.
Научить ребёнка с аутизмом и расстройствами аутического спектра понимать чужую речь, разговаривать – крайне важно. Без вербальных навыков, дальнейшая социализация, развитие интеллекта практически остановятся. [6]
Список использованной литературы:
- ^ Speak the language of autism. McCravy S, Johnson A, Wetsel MA, Konz L. Nurse Pract. 2010 Apr;35(4):26-33; quiz 34. doi: 10.1097/01.NPR.0000369939.77975.54
- ^ Autism Speaks Toolkits: Resources for Busy Physicians. Bellando J, Fussell JJ, Lopez M. Clin Pediatr (Phila). 2016 Feb;55(2):171-5. doi: 10.1177/0009922815594587.
- ^ Russian Journal of Education and Psychology, 2018, Volume 9, Number 3 http://ej.soc-journal.ru
- ^ Жуков Д.Е. Особенности картины мира детей с аутизмом. Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии. Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003.
- ^ Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья.1999. № 2. С. 6–22.
- ^ Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2006.