г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

У ребёнка плохая память

Память – ценнейшая функция головного мозга в раннем детстве. От её качества зависит, насколько ребёнок будет способен развиваться, постигать мир и улучшать остальные навыки, необходимые для жизни. Но часто бывает так, что эта когнитивная функция страдает в первые годы жизни, или тогда, когда ребёнок идёт в школу и начинает получать большие объёмы информации.

Снижение мнестической способности или неразвитые навыки запоминания – не приговор, эту функцию мозга возможно развить, если подойти к делу профессионально. Если у ребёнка страдает кратковременная или долговременная память, то решать, что делать, лучше после обращения к квалифицированному доктору и прохождения тестирования.

Причины

Появление проблем с кратковременной или долговременной памятью – тревожный знак. Говорить он может как о чрезмерной усталости и загруженности ребёнка, так и о начале развития серьёзной патологии.

Нельзя такое явление списывать на возраст или общую невнимательность ребёнка, нужно искать причину и устранять её. Иначе проблема станет нарастать, затруднять обучение и социальную жизнь ученика. [1]

Распространёнными причинами развития проблем с когнитивными функциями в детском возрасте являются:

  1. Задержка психомоторного и речевого развития.
  2. Тяжёлое психофизическое состояние как результат частых и затяжных стрессов, переутомления.
  3. Проявление сезонного гиповитаминоза, как правило, отмечается зимой и весной.
Ребенок в состоянии переутомления
  1. Последствия перенесённых соматических заболеваний.
  2. Травматические и токсические (в том числе и алкоголем) повреждения структур головного мозга.
  3. Медикаментозное отравление в случае применения препаратов без назначения врача.
  4. Острое или хроническое нарушение кровообращения в структурах коры головного мозга. Часто провоцируется заболеваниями сосудов, сердца, или позвоночника в районе шеи.
  5. Гиперактивность и синдром дефицита внимания. В таком случае лечение проводит детский невролог. [2]
  6. Педагогическая запущенность. Для развития когнитивных функций крайне важно тренировать мозг с самого юного возраста. Если нагрузки нет, то и навык не вырабатывается.
  7. Доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга. К счастью, явления редкие, к сожалению — поздно выявляются и опасны.

Нередко падение внимательности и памяти связано с переходом на сложную программу обучения, избытком дополнительных занятий. Как результат, школьник не справляется с возросшей нагрузкой без дополнительной поддержки.

Ребенок тренирует память с мамой

Дайте ребёнку отдохнуть, предоставьте ему время для физических занятий, организуйте «отпуск» от кружков. Эффект будет заметен уже на первой неделе.

В случае отсутствия результата, что делать, если у ребёнка короткая очень слабая память, плохая концентрация внимания и проблемы с учёбой, лучше посоветоваться с врачом.

Диагностика

Для точного определения наличия отклонений в работе мозга из-за заболеваний или неправильного ритма жизни, рекомендуем обратиться в специализированную клинику для полноценного обследования.

Прежде чем решить, что принимать и что делать, если у ребёнка 8, 9 или 10 лет совсем нет памяти или очень плохое внимание, нужно выяснить, почему это происходит, так как лечение зависит от причины.

Ослабление внимания и мнестических функций – крайне распространённый симптом. Чтоб установить его причину, пациенту предстоит обследование, включающее в себя:

  • Сбор анамнеза. Это беседа с самим ребёнком, с мамой, близкими родственниками. В таком возрасте пациент сам ещё не осознаёт проблему, а вот окружающие замечают, если что-то изменилось к худшему.
  • Специализированные нейропсихологические тесты, позволяющие оценить уровень развития когнитивных функций мозга. По результатам можно определить, является ли проблема недавно возникшей, или присуща ребёнку с рождения. Оцениваем тяжесть, запущенность патологических изменений.
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), позволяющая определить активность отделов головного мозга.
Психолог тестирует память ребенка
  • Лабораторные анализы. Общий и биохимический анализ крови, в отдельных случаях могут понадобиться дополнительные исследования. Например, если врач заподозрит нехватку какого-либо вещества.
  • УЗИ, КТ и МРТ мозговых тканей помогут исключить наличие доброкачественных или злокачественных новообразований.
  • Допплерографическое исследование сосудов шейного отдела позвоночника поможет определить, достаточно ли кислорода попадает с кровью к мозговым клеткам.

Получив результаты исследований и определив, что именно послужило причиной развития патологии главной когнитивной функции, врач сможет подобрать терапию.

Лечение плохой памяти у детей

Врачи нередко сталкиваются с жалобами на то, что ребёнок в 6-8 лет, пойдя в школу, ничего не запоминает, очень плохо учится, а родители не знают, что с этим делать.

Правильным решением в таком случае будет обращение за квалифицированной помощью в специализированный центр. В клинике врачи подберут те методы, которые дадут хороший результат в случае вашего ребёнка. [3] Главное – не надеяться, что всё пройдёт само.

Результативными методами лечения считаются:

Ребенок отдыхает от занятий
  • Развитие когнитивных центров мозга специализированными упражнениями. Чем больше “прокачивается” определённый навык, тем выше мозг будет показывать результат со временем.
  • Лечение сопутствующих заболеваний, ухудшающих состояние мозга.
  • Изменение распорядка дня с учётом физиологических потребностей детей в отдыхе и активности.
  • Медикаментозное лечение препаратами, направленными на улучшение работы кровеносной системы и на защиту клеток мозга. Нейропротекотры и ноотропы помогают нейронам наращивать активность, что проявляется в улучшении памяти.
  • Поддерживающие добавки, восполняющие нехватку необходимых витаминов и микроэлементов в организме.
  • Адаптированный рацион. Для работы и развития мозга требуется определённое количество калорий и полезных элементов. Рекомендуется отказаться от чрезмерного употребления жареного и сладкого.
  • Физиотерапевтические процедуры, позволяющие стимулировать активность клеток мозга, повысить её за короткий срок.

Перечисленные виды терапии применяются комплексно. Благодаря этому добиваемся заметного и стойкого результата.

Если у ребёнка проблема с памятью и вниманием, ни в коем случае не стоит заниматься самолечением. Велика вероятность не только не помочь, но и навредить растущему организму.

В таком возрасте формируются навыки и способности на всю жизнь, поэтому неуместное использование различных методов или не проведённое вовремя лечение, могут серьёзно осложнить здоровье молодого человека в будущем.

Даже если обследования покажут неврологическую патологию со стороны головного мозга, благодаря пластичности и потенциалу тканей, неприятные моменты можно сгладить до незаметности. [4]

Ребенок с развитым мышлением

Особенности детского меню

Одной из причин, почему у ребёнка ухудшается или может плохо работать короткая или длинная память, может оказаться неправильное меню.

Преобладание не самых полезных продуктов или нехватка конкретных составляющих, приводят к тому, что организм не может справиться с нагрузками.

Вредными для памяти ребёнка являются:

  1. Сладости в большом количестве. Они не приносят пользы организму, приводят к хронической вялости, снижению интеллекта.
  2. Тяжёлая жареная или копчёная пища почти не содержит полезных веществ. Зато богата жирами, вредными для сердечно-сосудистой системы.
  3. Фастфуд и снеки крайне редко содержат какие-либо полезные элементы, зато специальных добавок, вредных для здоровья, в них хватает.

Избегайте окрашенных синтетических продуктов: напитков, желейных конфет и так далее. Известно, что отдельные красители, пусть и пищевые, приводят к нарушениям внимательности и возбуждают нейроны мозга.

Рацион ребёнка должен быть сбалансирован, достаточно калориен. [5] В меню должны входить:

Здоровая пища для памяти
  • свежие сезонные овощи и фрукты;
  • продукты моря до 3 раз в неделю, рыба, морепродукты, морская капуста – источники полезных элементов;
  • мясо и мясные продукты, не полуфабрикаты и не колбасы;
  • молоко и молочные продукты поддерживают систему пищеварения, содержат необходимые растущему организму витамины;
  • разнообразные орехи являются кладовой микроэлементов, так что их можно использовать в качестве полезного перекуса.

Часто потеря памяти у ребёнка при отсутствии нарушений в работе организма, заболеваний или отклонений говорит в первую очередь о неправильном образе жизни.

Организация режима бодрствования и сна, подобранное меню, уже через 2-4 недели дадут ожидаемые результаты. Если усилить эффект специальными процедурами, «пробуждающими» мозг, то показатели внимания, памяти и интеллекта ребёнка вырастают в разы.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^ Simone, Ashley N et al. “Good Holders, Bad Shufflers: An Examination of Working Memory Processes and Modalities in Children with and without Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder.” Journal of the International Neuropsychological Society : JINS 22,1 (2016): 1-11.
  2. ^ Talbot, Karley-Dale S et al. “Prospective memory in children with attention deficit hyperactivity disorder: a review.”The Clinical neuropsychologist 32,5 (2018): 783-815.
  3. ^ Majerus, Steve, and Martial Van Der Linden. “Memory disorders in children.” Handbook of clinical neurology 111 (2013): 251-5.
  4. ^ Grunewaldt, Kristine Hermansen et al. “Computerized working memory training has positive long-term effect in very low birthweight preschool children.” Developmental medicine and child neurology 58,2 (2016): 195-201.
  5. ^ Bourre, J-M. “Effets des nutriments sur les structures et les fonctions du cerveau: le point sur la diététique du cerveau” [The role of nutritional factors on the structure and function of the brain: an update on dietary requirements]. Revue neurologique 160,8-9 (2004): 767-92.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×