У ребёнка плохая память
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Память – ценнейшая функция головного мозга в раннем детстве. От её качества зависит, насколько ребёнок будет способен развиваться, постигать мир и улучшать остальные навыки, необходимые для жизни. Но часто бывает так, что эта когнитивная функция страдает в первые годы жизни, или тогда, когда ребёнок идёт в школу и начинает получать большие объёмы информации.
Содержание статьи:
Причины
Появление проблем с кратковременной или долговременной памятью – тревожный знак. Говорить он может как о чрезмерной усталости и загруженности ребёнка, так и о начале развития серьёзной патологии.
Распространёнными причинами развития проблем с когнитивными функциями в детском возрасте являются:
- Задержка психомоторного и речевого развития.
- Тяжёлое психофизическое состояние как результат частых и затяжных стрессов, переутомления.
- Проявление сезонного гиповитаминоза, как правило, отмечается зимой и весной.
- Последствия перенесённых соматических заболеваний.
- Травматические и токсические (в том числе и алкоголем) повреждения структур головного мозга.
- Медикаментозное отравление в случае применения препаратов без назначения врача.
- Острое или хроническое нарушение кровообращения в структурах коры головного мозга. Часто провоцируется заболеваниями сосудов, сердца, или позвоночника в районе шеи.
- Гиперактивность и синдром дефицита внимания. В таком случае лечение проводит детский невролог. [2]
- Педагогическая запущенность. Для развития когнитивных функций крайне важно тренировать мозг с самого юного возраста. Если нагрузки нет, то и навык не вырабатывается.
- Доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга. К счастью, явления редкие, к сожалению — поздно выявляются и опасны.
Дайте ребёнку отдохнуть, предоставьте ему время для физических занятий, организуйте «отпуск» от кружков. Эффект будет заметен уже на первой неделе.
В случае отсутствия результата, что делать, если у ребёнка короткая очень слабая память, плохая концентрация внимания и проблемы с учёбой, лучше посоветоваться с врачом.
Диагностика
Для точного определения наличия отклонений в работе мозга из-за заболеваний или неправильного ритма жизни, рекомендуем обратиться в специализированную клинику для полноценного обследования.
Ослабление внимания и мнестических функций – крайне распространённый симптом. Чтоб установить его причину, пациенту предстоит обследование, включающее в себя:
- Сбор анамнеза. Это беседа с самим ребёнком, с мамой, близкими родственниками. В таком возрасте пациент сам ещё не осознаёт проблему, а вот окружающие замечают, если что-то изменилось к худшему.
- Специализированные нейропсихологические тесты, позволяющие оценить уровень развития когнитивных функций мозга. По результатам можно определить, является ли проблема недавно возникшей, или присуща ребёнку с рождения. Оцениваем тяжесть, запущенность патологических изменений.
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), позволяющая определить активность отделов головного мозга.
- Лабораторные анализы. Общий и биохимический анализ крови, в отдельных случаях могут понадобиться дополнительные исследования. Например, если врач заподозрит нехватку какого-либо вещества.
- УЗИ, КТ и МРТ мозговых тканей помогут исключить наличие доброкачественных или злокачественных новообразований.
- Допплерографическое исследование сосудов шейного отдела позвоночника поможет определить, достаточно ли кислорода попадает с кровью к мозговым клеткам.
Получив результаты исследований и определив, что именно послужило причиной развития патологии главной когнитивной функции, врач сможет подобрать терапию.
Лечение плохой памяти у детей
Врачи нередко сталкиваются с жалобами на то, что ребёнок в 6-8 лет, пойдя в школу, ничего не запоминает, очень плохо учится, а родители не знают, что с этим делать.
Результативными методами лечения считаются:
- Развитие когнитивных центров мозга специализированными упражнениями. Чем больше “прокачивается” определённый навык, тем выше мозг будет показывать результат со временем.
- Лечение сопутствующих заболеваний, ухудшающих состояние мозга.
- Изменение распорядка дня с учётом физиологических потребностей детей в отдыхе и активности.
- Медикаментозное лечение препаратами, направленными на улучшение работы кровеносной системы и на защиту клеток мозга. Нейропротекотры и ноотропы помогают нейронам наращивать активность, что проявляется в улучшении памяти.
- Поддерживающие добавки, восполняющие нехватку необходимых витаминов и микроэлементов в организме.
- Адаптированный рацион. Для работы и развития мозга требуется определённое количество калорий и полезных элементов. Рекомендуется отказаться от чрезмерного употребления жареного и сладкого.
- Физиотерапевтические процедуры, позволяющие стимулировать активность клеток мозга, повысить её за короткий срок.
Если у ребёнка проблема с памятью и вниманием, ни в коем случае не стоит заниматься самолечением. Велика вероятность не только не помочь, но и навредить растущему организму.
В таком возрасте формируются навыки и способности на всю жизнь, поэтому неуместное использование различных методов или не проведённое вовремя лечение, могут серьёзно осложнить здоровье молодого человека в будущем.
Даже если обследования покажут неврологическую патологию со стороны головного мозга, благодаря пластичности и потенциалу тканей, неприятные моменты можно сгладить до незаметности. [4]
Особенности детского меню
Одной из причин, почему у ребёнка ухудшается или может плохо работать короткая или длинная память, может оказаться неправильное меню.
Вредными для памяти ребёнка являются:
- Сладости в большом количестве. Они не приносят пользы организму, приводят к хронической вялости, снижению интеллекта.
- Тяжёлая жареная или копчёная пища почти не содержит полезных веществ. Зато богата жирами, вредными для сердечно-сосудистой системы.
- Фастфуд и снеки крайне редко содержат какие-либо полезные элементы, зато специальных добавок, вредных для здоровья, в них хватает.
Рацион ребёнка должен быть сбалансирован, достаточно калориен. [5] В меню должны входить:
- свежие сезонные овощи и фрукты;
- продукты моря до 3 раз в неделю, рыба, морепродукты, морская капуста – источники полезных элементов;
- мясо и мясные продукты, не полуфабрикаты и не колбасы;
- молоко и молочные продукты поддерживают систему пищеварения, содержат необходимые растущему организму витамины;
- разнообразные орехи являются кладовой микроэлементов, так что их можно использовать в качестве полезного перекуса.
Часто потеря памяти у ребёнка при отсутствии нарушений в работе организма, заболеваний или отклонений говорит в первую очередь о неправильном образе жизни.
Организация режима бодрствования и сна, подобранное меню, уже через 2-4 недели дадут ожидаемые результаты. Если усилить эффект специальными процедурами, «пробуждающими» мозг, то показатели внимания, памяти и интеллекта ребёнка вырастают в разы.
Список использованной литературы
- ^ Simone, Ashley N et al. “Good Holders, Bad Shufflers: An Examination of Working Memory Processes and Modalities in Children with and without Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder.” Journal of the International Neuropsychological Society : JINS 22,1 (2016): 1-11.
- ^ Talbot, Karley-Dale S et al. “Prospective memory in children with attention deficit hyperactivity disorder: a review.”The Clinical neuropsychologist 32,5 (2018): 783-815.
- ^ Majerus, Steve, and Martial Van Der Linden. “Memory disorders in children.” Handbook of clinical neurology 111 (2013): 251-5.
- ^ Grunewaldt, Kristine Hermansen et al. “Computerized working memory training has positive long-term effect in very low birthweight preschool children.” Developmental medicine and child neurology 58,2 (2016): 195-201.
- ^ Bourre, J-M. “Effets des nutriments sur les structures et les fonctions du cerveau: le point sur la diététique du cerveau” [The role of nutritional factors on the structure and function of the brain: an update on dietary requirements]. Revue neurologique 160,8-9 (2004): 767-92.