Как стать организованнее
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Склонность к прокрастинации и невозможность собраться для выполнения нужного дела – большая проблема. К сожалению, эти черты мешают людям раскрыть свой потенциал и добиться успеха в учёбе, работе, творчестве и личных делах.
Содержание статьи:
Причины недисциплинированности
Прежде чем разбираться, как можно стать организованным и дисциплинированным человеком, нужно обратить внимание на причины, которые мешают вам таким быть.
Распространённые причины неорганизованности:
- Отсутствие необходимых привычек. Если с детства человека не приучили к строгому распорядку дня, необходимости организованно выполнять повседневные обязанности, то в подростковом возрасте и позже, это проявляется в общей недисциплинированности и невозможности взять себя в руки. [1] Но воспитать в себе необходимые привычки можно в любом возрасте.
- Страх неудачи. Чаще всего возникает перед новой или сложной задачей у людей с заниженной самооценкой. Неуверенность в итоговом успехе способна подкосить желание начать работу.
- Нежелание выполнять конкретное дело по каким-либо причинам. В таком случае мозг подсознательно саботирует начало работы и постоянно реагирует на отвлекающие факторы в процессе.
- Элементарная прокрастинация или, проще говоря – лень. Отсутствие желания выполнять работу, делать её тщательно и добросовестно в угоду отдыху и развлечениям. С ленью бороться можно и нужно.
Полезные привычки для организованности
Размышляя над собственной результативностью, люди часто встают перед вопросом, как стать более организованным и дисциплинированным.
Разберём привычки, которые способствуют самодисциплине:
- Записывайте всё и регулярно перепроверяйте записи. Таким образом, вы систематизируете задачи и намерения на день. Не упустите и не забудете ни одного дела. Когда человек записывает, он задействует из видов памяти сразу два: моторную и зрительную. Благодаря ручке и бумаге улучшается структуризация планов, концентрация на задачах.
- Дробление масштабной задачи на мелкие этапы, шаги. Помогает избавиться от страха перед началом выполнения ответственного проекта. Таким образом, вы не только концентрируетесь лучше на этапах выполнения работы, но и создаёте для себя мотивирующие ситуации маленькой победы, помогающей не отвлекаться перед следующей задачей.
- Чистое рабочее место без отвлекающих мелочей. Чем меньше дополнительных элементов, ненужных вещей и прочего на вашем рабочем столе, тем больше времени и внимания вы тратите на них. Пустое чистое пространство успокаивает и даёт возможность погрузиться в работу целиком.
- Создайте строгий режим дня. Ложитесь спать и просыпайтесь, принимайте пищу и занимайтесь обязательными делами по расписанию. Это позволит стать дисциплинированнее, не тратить время на бесполезные, пожирающие внимание занятия.
- Избавьтесь от прокрастинации. Привычка откладывать дела на потом не только приводит к накоплению большого объёма задач, что снижает качество выполнения, но и снижает радость от окончания работы.
- Учитесь делегировать второстепенные обязанности. Если передать другим людям второстепенные дела, то сосредоточиться на основном будет проще. Ведь отвлекаться на малозначимые мелочи уже не придётся.
Будет ошибкой полагать, что предложенные мероприятия сможете внедрить в свою жизнь за дни. На формирование привычки уходит от 14 до 21 дня ежедневной, осознанной работы над собой. [3]
Как сосредоточиться на конкретной задаче?
Главный вред, отсутствие дисциплинированности приносит непосредственно перед значимыми мероприятиями, нестандартными событиями в жизни человека.
Поэтому специалисты подготовили ряд методов, которые объясняют, как стать организованнее накануне предстоящего важного события.
Не распыляться
Сосредоточьтесь на конкретной задаче, многозадачность не всегда себя оправдывает. При выполнении какого-то дела сделайте всё, чтобы не давать повода отвлечься.
Уберите с глаз телефон, при возможности заблокируйте социальные сети и сторонние ресурсы, которые могут потребовать вашего внимания.
Порядок вокруг
Убранное рабочее место дисциплинирует, ведь исчезают все отвлекающие мелочи. Аскетизм и порядок на рабочем столе отлично дисциплинируют.
Планирование
Составьте чёткое расписание на следующий день. Не только перечислите всё, что вам нужно будет сделать, но и укажите временные рамки.
Расставить приоритеты
В начала списка дел на следующий день запишите самую сложную задачу. Она и будет мотиватором для выполнения последующих, менее весомых дел и мероприятий.
Запланируйте перерывы
Когда отдых чётко рассчитан, то соблазна отвлечься от выполняемой работы меньше. Продуктивным считается график в 30-40 минут работы и 5 минутный перерыв. Также перерывы повышают внимательность и уменьшают риск ошибок. [4]
Котролировать фактор времени
Рассчитывайте время, прежде чем взяться за новую задачу. Если хотите добавить ещё одно дело в расписание, сначала сядьте и посчитайте, найдётся ли для этого свободное время.
Если распорядок дня не позволяет включить ещё что-то, посмотрите, можно ли пожертвовать другими делами.
Дополнительные усилия
Этот метод подходит людям с сильной волей. В момент, когда особенно захочется отвлечься, начинайте работать с увеличенными усилиями. Старайтесь добиться ещё лучшего результата. В таком случае вы глубже погрузитесь в процесс и забудете про внешние отвлекающие факторы.
Беспристрастно ставьте цели
Работайте на реальный результат, а не идеальный. Учитывайте свои возможности и количество времени, которое вы можете затратить на работу. Исходя из этого выполняйте её максимально хорошо, но не предавайтесь перфекционизму. Доработать проект можно будет, если после его завершения остаётся дополнительное время.
Разумеется, на способность организовать себя и жизнь, влияет состояние когнитивных функций у человека.
Есть ли с этим трудности, можно узнать с помощью тестов на внимательность и память.
И если обнаружатся проблемы – то лучше обратиться в клинику для коррекции выявленных расстройств.
Список использованной литературы
- ^ Xu, Man K et al. “Adolescent self-organization predicts midlife memory in a prospective birth cohort study.” Psychology and aging 28,4 (2013): 958-68.
- ^ McClelland, Megan M, and Claire E Cameron. “Self-regulation and academic achievement in elementary school children.” New directions for child and adolescent development 2011,133 (2011): 29-44.
- ^ Smith, Kyle S, and Ann M Graybiel. “Habit formation.” Dialogues in clinical neuroscience 18,1 (2016): 33-43.
- ^ Mion, G, and S Ricouard. “Repos de sécurité: quels enjeux?” [Rest for safety: which stakes?]. Annales francaises d’anesthesie et de reanimation 26,7-8 (2007): 638-48.