Профилактика заикания
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Логоневроз, или заикание, может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего развивается в момент становления речи, с 2 до 5 лет. Причём мальчики страдают от него чаще. [1]
Заикание проявляется нарушением плавности речи, запинками, повтором звуков. На физическом плане это проявляется дополнительным напряжением мышц, участвующих в создании звука – артикуляции, дыхания, голоса. В итоге и ребёнку тяжело говорить, и слушающему тяжело воспринимать речь.
Содержание статьи:
Причины заикания у детей
В большинстве случаев уже при первом посещении специалиста возможно выяснить, что именно спровоцировало развитие логоневроза. Но чтобы не запустить процесс до необходимости лечения, необходимо знать о наиболее частых причинах заикания, чтобы вовремя начать профилактику и избежать необходимости вмешательства врачей.
Причины развития логоневрозов делятся на внутренние и внешние.
Внутренние связаны со здоровьем родителей, генетикой и особенностями самого ребёнка:
- Наследственность. Если у одного из родителей было заикание или чрезмерно быстрый темп речи, то вероятность развития той же специфической черты у малыша значительно повышается.
- Развитие патологий в период беременности или родов. Влияние внешних факторов на развитие плода крайне сильно. Уже в этот период велика вероятность нанести вред мозговым структурам плода.
- Заболевания органов речи.
- Черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, приведшие к поражению определённых отделов мозга.
Внешние факторы, способные спровоцировать проблемы:
- Подражание заиканию у кого-то из окружающих, взрослых или других детей.
- Чрезмерная нагрузка на мозг и речевой аппарат в период развития речи. Заучивание слишком большого количества стихов или сложных фраз не всегда приносит положительный результат.
- Сильный испуг, постоянный стресс.
- Билингвизм в семье. Двуязычие с рождения может привести к путанице в голове и вынужденной задержке при произнесении слова, ведь мозгу сначала надо будет выбрать язык. [2]
Группы риска
К детям, больше других подверженным возможности развития логоневроза, родителям и педагогам необходимо проявлять особое внимание. Правильно проводимая профилактика заикания у детей позволит избежать развития речевых проблем или пресечь их на начальной стадии.
Всего специалисты выделяют четыре группы ребят, у которых повышен риск развития логоневроза:
- 1. Дети с повышенной тревожностью и нервозностью. Внешне они не отличаются от сверстников, но очень привязаны к маме, плохо воспринимают перемены в жизни, начиная с новой одежды и заканчивая походом в детский сад или сменой группы в нём.
- 2. Малыши с задержкой речевого развития. Осмысленные первые слоги появляются после 12 месяцев, а слова — после 1,5 лет. Фразами такой ребёнок начинает говорить в 3 года или позже, а его речь чаще всего непонятна окружающим.
- 3. Чрезмерно раннее речевое развитие. У таких малышей до года появляются первые слова, а к 2,5 они способны произносить целые фразы. Часто речь чрезмерно быстрая, есть привычка начинать произносить слово на вдохе.
- 4. Генетическая предрасположенность из-за ближайших родственников, имевших такую же особенность или из-за уже проявляющейся левшества.
Виды профилактики заикания
Конкретных методик профилактики для детей с вероятностью развития заикания не разработано, однако с первых дней возможно следовать советам логопедов и неврологов, чтобы значительно снизить вероятность развития логоневроза в дальнейшем.
Если невролог выявит у малыша потенциальную угрозу развития проблем с речью, то для ранней постановки диагноза и начала лечения посоветует пройти аппаратную диагностику в виде видео ЭЭГ, чтобы точно определить наличие патологических отклонений в головном мозге.
Сегодня наиболее действенными видами профилактики заикания с первых дней жизни считаются:
- Регулярное посещение невролога и строгое следование его рекомендациям. Особенно это касается прохождения физиотерапии и периодических курсов массажа.
- Стоит уберечь ребёнка от лишнего давления в области преодоления страхов, связанных с общением или речью при посторонних (например, чтение стихов на людях).
- Строгое соблюдение режима дня. Особенно важно поддерживать баланс активности и отдыха, чтобы нервная система не перегружалась.
- На ранних этапах формирования речи не нужно делать замечания в агрессивной форме, если ребёнок использует слова-паразиты между фразами, такие как «вот», «а», «значит».
Рекомендации для родителей
Если у вашего ребёнка есть вероятность развития логоневроза, стоит обратить особое внимание на создание для него комфортных условий для постепенного развития речи. Опытные неврологи и логопеды советуют в таком случае:
- Не насмехаться над речью, не передразнивать.
- Не требовать жёстким тоном повторить произнесённое слово правильно.
- Строго соблюдать режим дня.
- Говорить с малышом спокойным тоном, медленно и максимально разборчиво.
- Перед сном убрать всё, что вызывает сильные положительные или отрицательные эмоции, нервное возбуждение.
- Сократить просмотр мультфильмов с быстро мелькающими кадрами.
- Не допускать длительный плач, переходящий в захлёбывающиеся рыдания.
- Если в ближайшем окружении есть заикающийся взрослый, то он должен общаться с ребёнком шёпотом. В таком случае этот дефект речи сглаживается.
- При проявлении малейших запинок или повторений звуков сразу обратиться к неврологу или логопеду и пройти диагностику.
Специалисты проведут необходимую диагностику, определят причину возникновения проблемы и помогут не довести возникшую неприятность до полноценного заикания.
Список использованной литературы:
- ^ Mawson AR, Radford NT, Jacob B. “Toward a Theory of Stuttering.” Eur Neurol. 2016;76(5-6):244-251. doi: 10.1159/000452215. Epub 2016 Oct 18. PMID: 27750253.
- ^ Chaudhary C, Maruthy S, Guddattu V, Krishnan G. “A systematic review on the role of language-related factors in the manifestation of stuttering in bilinguals.” J Fluency Disord. 2021 Jun;68:105829. doi: 10.1016/j.jfludis.2021.105829. Epub 2021 Jan 23. PMID: 33556665.
- ^ Tarkowski Z, Humeniuk E, Dunaj J. Jakanie w wieku przedszkolnym: przeglad badań “[Stuttering in preschool age: a survey of studies].” Psychiatr Pol. 2010 Sep-Oct;44(5):703-12. Polish. PMID: 21452505.
- ^ Perkins WH. “Prevention and treatment of stuttering.” Ann Otol Rhinol Laryngol Suppl. 1980 Sep-Oct;89(5 Pt 2):150-2. doi: 10.1177/00034894800890s535. PMID: 6786173.