Алалия
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Речевая алалия у детей – это болезнь, главным симптомом которой выступает отсутствие или задержка речевого развития, а понять, что это такое, помогает установление причины расстройства [1].
Содержание статьи:
Причины развития
Результаты терапии зависят от степени повреждения мозга и своевременности начатой работы. Ребёнок посещает врача и получает медицинскую терапию, работает с психологами, логопедами. Доктору, знающему всё про синдром и кто такие дети-алалики, достаточно послушать детскую речь при таком заболевании. Словарный запас будет бедным, слоговая структура лексики нарушена, будут встречаться аграмматизмы.
Нарушение развития речи с раннего возраста возникают из-за проблем с речевым центром в мозге. В свою очередь задержка речевого развития у детей может быть вызвана повреждением этого центра, что возможно в период беременности или в первые годы жизни малыша, пока функция вербального общения неразвита. Для подобного отклонения существует множество причин.
Детская алалия 1,2, 3 степени тяжести с разнообразной симптоматикой может быть спровоцирована в разные периоды развития малыша:
- Беременность, внутриутробное развитие. В это время на плод может повлиять гипоксия, сильные токсикозы, угроза прерывания беременности. Опасны инфекции плода, наличие у матери соматических заболеваний. Риск представляет падение беременной женщины с последующим травмированием малыша.
- Период родов также достаточно опасен, тем более, если беременность протекала не физиологически. Органическое повреждение мозга способны вызвать роды раньше срока, гипоксия и асфиксия, возникшие в ходе схваток. Во время прохождения младенца по родовым путям, его мозг претерпевает нагрузки, из-за чего возникает риск травмы. Также риск представляет использование специализированного акушерского инструмента для родовспоможения.
- Раннее детство. Первые годы жизни для формирования здорового мозга критически важны. В послеродовом периоде опасны частые заболевания, требующие серьёзного лечения, необходимость переносить наркоз. Крайне отрицательными для таких детей есть педагогическая запущенность и неподходящие социальные условия.
Чтобы точно понимать, когда ставят диагноз алалия у ребёнка, что это такое и что делать, чтобы её проявления в речи стали менее заметны, нужно выявить причины расстройства и сопутствующие факторы, мешающие маленькому пациенту развиваться.
Виды
Чтобы разобраться, что же это за болезнь вызывает специфические нарушения речи, нужно знать, какие выделяют формы алалии.
За годы изучения заболевания предлагались разные классификации: по типам проявления болезни, периоду формирования патологии, силе проявления симптоматики. На текущие времени неврологи остановились на классификации В. А. Ковшикова, занимавшегося проблемой в 80-х годах прошлого века.
Выявленные виды алалии у детей зависят от их характеристики, причин возникновения и механизма развития:
- Сенсорная или импрессивная алалия. Образуется из-за поражения речеслухового центра – анализатора в области коры головного мозга. Фактически у ребёнка здоровый слух, способный распознавать звуки, но малыш просто не понимает речь других людей в необходимом объёме [2].
- Механическая или моторная алалия развивается, когда у ребёнка в раннем периоде нарушается развитие речедвигательного центра головного мозга. Он понимает окружающих, но самостоятельно воспроизводить слова, артикуляция не позволяет. Заболевание проявляется по-разному, что зависит от локализации участка поражения. Если задета постцентральная извилина, то ставится кинестетическая артикуляторная апраксия. А если нарушения располагаются в области премоторной коры, то после диагностики выставляется кинетическая артикуляторная апраксия.
- Смешанная алалия – это одновременное проявление обоих типов болезни, примеры подобного нередки. Как правило, встречаются в маргинальных семьях, где матери не заботятся о своём здоровье в периоде вынашивания, а затем не ухаживают за ребёнком с необходимой тщательностью. Часто протекает по типу резидуальной энцефалопатии.
Каждый из описанных типов болезни имеет как свои причины развития, так и специфические проявления. Только выяснив, из-за поражения какого участка мозга возникла болезнь, возможно назначить адекватное лечение, спланировать коррекционную работу.
Симптомы
Очевидно, причины приводящие к появлению отклонения в развитии, сильно различаются. Отсюда, и симптоматика в зависимости от вида заболевания проявляется различная.
Моторная алалия
Из-за повреждения речедвигательного центра, уже в раннем возрасте проявляются следующие признаки:
- Психологические расстройства. С первых месяцев наблюдаются нарушения памяти. Ребёнок плохо запоминает слова. Ослаблена способность к сосредоточению, проседает внимание, восприятие информационного фона, эмоционально-волевая сфера. Малыши могут быть как гиперактивными, так и заторможенными. Они быстро утомляются, имеют слабую работоспособность. Вторичным нарушением становится отставание в интеллектуальном развитии. При проведении корректирующей терапии, направленной на
- Речевые – различие между пониманием и воспроизведением звуков. Малыш понимает окружающих, но сам говорить или не может совсем, или отстаёт в развитии этого навыка. Периоды становления речи начиная с младенческого лепета, отстают от возрастных норм. И проявляются в крайне малом размере. Да, ребёнок может произносить любые звуки, но словарное звукопроизношение нарушается: смешивается последовательность слов в предложении, искажается слоговая структура слова, ребёнок не может повторить только что услышанное. Речь бедная, часто значение слов не понимается. В разговоре слова заменяются на похожие по звучанию, в словаре преобладают существительные в именительном падеже, прочие слова по возможности игнорируются.
- Неврологические – недоразвитие моторики ручек и пальцев, неловкость, неспособность координировать движения. Детям крайне тяжело овладевать навыками, для которых требуется мелкая моторика. Им сложно наладить тонкие движения языком и губами для произношения осмысленных звуков, слогов, слов.
Сенсорная алалия
Имеет свои специфические проявления:
- повышенная восприимчивость к звукам;
- полное сохранение слуха при сложностях с распознанием смысла человеческой речи;
- речевая активность повышена, но представляет собой набор случайных звуков;
- речь бессвязна, лишена какого-либо смысла и непонятна для окружающих;
- встречается навязчивое повторение определённых звуков;
- слоги легко меняются местами;
- Для облегчения понимания собственной речи дети используют развитую мимику и жестикуляцию;
- больные не распознают ошибки в своей речи, относятся к ней некритично;
- отмечается задержка интеллектуального развития;
- наблюдаются вторичные нарушения личности;
- сложно привлечь и удерживать внимание малыша, ребёнок непрерывно отвлекается;
- импульсивность в поведении;
- чрезмерная замкнутость, отказ от общения.
Диагностика
Признаки алалии у детей отчётливо видны уже в 2-3 года, в это время следует провести диагностику заболевания и начать лечение.
Обследование малыш проходит по двум направлениям:
- Неврологическая диагностика. Установление локализации очага и степени поражения центральной нервной системы. Используются ЭЭГ и МРТ головного мозга [3]. В процессе нужно исключить тугоухость, поэтому проводятся дополнительные тесты на слух. Изучается слухоречевая память.
- Логопедическое обследование. Выявляются особенности развития ребёнка в период беременности и первые месяцы жизни с учётом этапов психомоторного развития. Проводится диагностика устной речи по схеме ОНР.
Анализируя результаты исследований, врач определяет не только конкретный вид заболевания, но и степень его проявления.
Коррекция алализма у детей
Как и чем лечить алалию у ребёнка и лечится ли она у конкретного пациента, возможно определить только после уточнения, что это такое, какой силы отклонение возникло.
Применяются разные виды терапии: медикаментозная, физиотерапия, коррекция общего развития и психических функций.
При сенсорном типе болезни нужно:
- научить различать речь и неречевые звуки;
- улучшить понимание услышанного;
- научить сопоставлять звуковой образ и конкретные предметы в мире;
- проработать грамматический строй речи.
Моторная алалия предполагает такие цели:
- активно стимулировать развитие речевого аппарата;
- сформировать расширенный словарный запас;
- проработать звукопроизношение;
- развить связность речи и умение составлять полноценные фразы.
Дополнительно рекомендуется раннее обучение письму и чтению. Так как эти навыки помогают справиться с проблемой «слышания» чужой речи и понимания произносимого.
Профилактика и прогнозы
Прогнозу по поводу возможной коррекции специалисты делают в зависимости от того, в каком возрасте ставится алалия, какой степени и насколько эффективно лечение.
Бывает, что иногда люди путают аномалии развития ребёнка, причём абсолютно разные состояния.
Развитие ребёнка с алалией, особенно приобретённой, коррекция у невролога и логопеда, регулярная профилактика в любом случае дают положительный результат.
Однако, даже освоив речь, малыш может проявить свою особенность в периоде обучения. У него может появиться дисграфия и дислексия.
Отсюда, главными действиями по профилактике заболевания является создание максимально комфортных и безопасных условий женщине в период беременности и малышу в первые годы жизни. Это убережёт ребёнка от риска развития перинатальной энцефалопатии.
Список использованной литературы
- ^Henderson, V W. “Alalia, aphemia, and aphasia.” Archives of neurology vol. 47,1 (1990):
85-8. - ^Aleksandrova, N Sh, and O A Aleksandrova. “Impressivnaya (sensornaya) alaliya” [Impressive (sensory) alalia].
Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova vol. 116,11
(2016): 114-120. - ^Khrizman, T P, and E S Glovina. “K patogenezu tsentral’nykh mekhanizmov narusheniia rechevykh funktsiĭ u deteĭ s
alalieĭ” [Pathogenesis of central mechanisms of speech function disorders in children with alalia]. Zhurnal
nevropatologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova (Moscow, Russia : 1952) vol. 76,10 (1976): 1558-64. - ^Reuter, W et al. “Gezielte Elternarbeit bei Alalie. Teil 2: Untersuchung über Erfahrungen von Eltern mit dem
Seminar” [Specific parent training in alalia. 2: Study of experiences of parents in the seminar]. Folia
phoniatrica et logopaedica : official organ of the International Association of Logopedics and Phoniatrics
(IALP) vol. 46,1 (1994): 42-7. - ^RUDENKO, E Ia. “KLINICHESKIE OSOBENNOSTI ALALI I” [CLINICAL ASPECTS OF ALALIA]. Zhurnal nevropatologii i
psikhiatrii imeni S.S. Korsakova (Moscow, Russia : 1952) vol. 64
(1964): 1065-9.