Цифровой аутизм
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Доступность информации, возможность поддерживать общение с людьми в любой точке земного шара – это возможности, которые нам дают цифровые технологии. Их можно и нужно применять с выгодой: расширить круг общения, изучить новые навыки и умения. В итоге – начать больше зарабатывать.
Содержание статьи:
Цифровой аутизм как явление
Классический аутизм – это расстройство центральной нервной системы, при котором человеку крайне сложно сформировать социальные навыки, осознать законы взаимодействия между людьми.
В эпоху повсеместной цифровизации родители и врачи стали замечать чрезмерное распространение подобной проблемы у детей.
Румынский учёный-исследователь Мариус Замфир (Marius Zamfir) в 2017 году провёл исследование, в ходе которого доказал отрицательное воздействие гаджетов на детей. [1]
Собрав две группы ребят, он сравнил развитие социальных навыков среди сверстников, проводящих у экрана более 4 часов в день и тех, кто уделяет планшетам меньше времени.
Уменьшение количества взаимодействия с сетью и увеличение времени, потраченного на общение и игры с родителями и другими детьми, помогли избавиться от этого эффекта.
Появление аутических признаков из-за резкого снижения потребности в социальном взаимодействии прослеживается и у взрослых людей. Тогда, когда они чрезмерно погружаются в цифровую среду.
Признаки развития цифрового аутизма
Чрезмерная привязанность к смартфону, браслету, лэптопу и интернету, постоянное стремление заглянуть в сеть не затем, чтобы узнать конкретную информацию, а по привычке – это уже явные проявления сформировавшейся зависимости. [2]
Признаками развития цифрового аутизма также являются:
- Постоянная потребность проверять социальные сети. Палец тянется к экрану даже в моменты, когда вы общаетесь с друзьями или родными.
- Много времени проводите в интернете, теряете контроль за временем, не замечаете его течения.
- Человеку комфортнее общаться в мессенджерах, чем в реальности, лицом к лицу. Причём использование программ для переписки превалирует даже над звонками по телефону.
- Легко отказываетесь от общения с человеком, если ради этого требуется подстраиваться под особенности его характера, образа жизни. Другими словами – неприемлемо на шажок выйти из собственной зоны комфорта.
- Не испытываете эмпатии (сопереживания). Неспособны определить, что чувствует человек без конкретных указателей (эмодзи или слов) в определённой ситуации, не испытываете потребности понимать чужие эмоции.
- Люди становятся легко заменимы. Вы не испытываете неприятных эмоций, если приходится прервать с кем-то отношения, так как его легко заменить другим человеком.
- В быту, повседневной жизни происходит мало запоминающихся событий, нет каких-то увлекательных, интересных дел.
Зависимые дети и взрослые имеют ослабленное критическое мышление и склонны отрицать наличие проблемы. Чтоб доказать правоту, близким можно установить на гаджет приложение, которое ведёт учёт времени пользования девайсом. Объективные цифры могут оказать на человека вразумляющее действие.
Последствия
Главная проблема развития цифрового аутизма – это потеря уровня интеллекта, мозг как бы перестаёт соображать. Человек глупеет, теряя связи с обществом, отработанный навык взаимодействия с окружающими людьми. [3]
Второе негативное последствие, и наиболее распространённое, — чувство одиночества. Находя большое количество общения в сети, мы теряем его в реальной жизни.
Это приводит не просто к исчезновению умения общаться вживую, но и к возникновению постоянного чувства неудовлетворённости собой и общением.
Отсутствие живого общения с людьми – это исключение из жизни одного из основных тренажёров нашего мозга, позволяющего добиваться максимальной эффективности.
Как защититься от цифрового аутизма?
Идея насильственно ограничивать время, проводимое в интернете, для детей и самого себя или вообще отказаться от использования сети в современном мире, для большинства людей утопична и недостижима.
Перечислим действенные:
- Следите за временем, которое вы тратите на цифровую жизнь. Поставьте лимит в день на пользование теми приложениями, которыми пользуетесь ежедневно, по роду деятельности.
- Отключите уведомления из социальных сетей, чтобы не реагировать на каждое сообщение или лайк моментально.
- Убирайте телефон из рук и поля зрения, когда общаетесь с людьми. В процессе старайтесь смотреть им в лицо, пытаться определить их эмоции.
- Введите правило часа отказа от планшета и телефона. За 60 минут до того, как лечь спать, и на час после пробуждения. Уделите это время общению с семьёй или чтению бумажной книги.
- Создавайте спонтанные ситуации общения. Здоровайтесь и обменивайтесь репликами с соседями, коллегами из других отделов.
- Сопереживайте близким людям. Старайтесь понять их проблемы, разделить с ними радость и переживания. Научитесь испытывать эмоции вместе с другими людьми, а не только из-за них.
- Не прерывайте отношений с людьми. Даже если какая-то их особенность не полностью совпадает с вашим видением мира. Не обязательно общаться плотно, но сохранять контакт желательно.
Благодаря работе над собой и самоконтролю, вы станете совершеннее, конкурентнее. Это улучшит собственную самооценку и поможет расширить ограниченный кругозор.
Если силы воли не хватает или проблема возникла у ребёнка, то советуем обратиться за помощью к медикам.
В клинике, благодаря правильному применению цифровых технологий, помогут избавиться от проявлений расстройства.
Список использованной литературы
- ^ Zamfir, Marius. (2018). «THE CONSUMPTION OF VIRTUAL ENVIRONMENT MORE THAN 4 HOURS/DAY, IN THE CHILDREN BETWEEN 0-3 YEARS OLD, CAN CAUSE A SYNDROME SIMILAR WITH THE AUTISM SPECTRUM DISORDER». Journal of Literary Studies. 13.
- ^ Baird, Gillian et al. “Diagnosis of autism.” BMJ (Clinical research ed.) 327,7413 (2003): 488-93.
- ^ McPartland, James, and Fred R Volkmar. “Autism and related disorders.” Handbook of clinical neurology 106 (2012): 407-18.
- ^ Marsch, Lisa A. “Digital Health and Addiction.” Current opinion in systems biology 20 (2020): 1-7.