Факты о мозге
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Рассмотрим подробнее интересные факты про головной мозг человека, озвученные авторитетными учёными-нейрофизиологами.
Содержание статьи:
Головной мозг в цифрах
Начнём с сухих показателей, измеренных и вычисленных математически:
- Мозг взрослого человека содержит 100 млрд нейронов.
- Длина всех нервных волокон в полушариях мозга составляет 500 тысяч километров.
- Площадь коры головного мозга составляет около 20 квадратных метров.
- Длина всех нейронных связей головного мозга более 1 миллиона километров – это почти 3 расстояния от Луны до Земли.
- Скорость распространения нервного импульса достигает 288 км/ч, а к старости снижается примерно на 15 %.
- Объём памяти головного мозга составляет около 2.5-6 петабайт (с таким размером памяти можно больше 300 лет непрерывно смотреть фильмы на DVD).
Размер мозга и гениальность независимы
Логично было бы предположить, что чем умнее человек – тем больших размеров должен быть орган, которым он мыслит. Однако исследования биологов доказали, что дело не в размере, а в структуре.
Средний вес человеческого мозга — 1200-1400 грамм, при этом мозг Эйнштейна весил примерно 1230 г. А вот мозг взрослого кашалота достигает веса в 6 кг 800 г, но это не значит, что кит превосходит нас в уме.
Второй показатель мощи интеллекта человека – количество синаптических контактов и плотность в коре нейронов, функционирующих благодаря этим контактам.
Да, увеличение объёма головного мозга с сохранением количество образуемых связей между нейронами, в теории приведёт к повышению интеллекта и работоспособности этого органа. Однако человеческая физиология выступает против.
Размер черепной коробки, а значит, и объём находящегося в ней вещества напрямую зависит от строения и подвижности тазовых костей женщины. Если у малыша будет слишком большая голова изначально, он не родится. А возможности последующего роста вне тела матери ограничены с момента зарастания родничков.
Этот факт про мозг человека указывает единственный доступный для развития путь – изменить самого себя, увеличить количество связей, синапсов между нейронами в коре.
Человек использует часть способностей мозга
Этот распространённый миф нежизнеспособен при детальной проверке.
Так, например, объясняется постепенное снижение когнитивных способностей человека, если он их не тренирует.
Главный факт про человеческий мозг – он трудоголик. Каждая частичка его обязана трудиться не переставая, иначе погибнет из-за ненадобности. Ведь расходовать ресурсы на поддержание её жизнедеятельности, организму невыгодно.
Мозг начинает стареть после 20 лет
О работе головного мозга человека ходит немало слухов, интересных фактов. Один из удручающих – это склонность к раннему старению.
Главная задача клеток мозга – накопление жизненного опыта, регистрация и хранение получаемой информации. Но стоит помнить, что это хранилище не бесконечное, а значит, есть вероятность его переполнения. Чтобы подобного не случилось, наш организм изобрёл защитный механизм – замедление некоторых функций мозга.
После 18-20 лет мозговая деятельность немного перестраивается. Клетки уже не запоминают всю доступную информацию. Из-за чего с годами, чтобы овладеть новым навыком или заучить что-то, приходится прикладывать больше усилий. Это объясняется тем, что возраст 18-20 лет ещё недавно, с точки зрения природы считался достаточным.
Если же после окончания учёбы не тренировать регулярно память, она, скорее всего, начнёт становиться хуже с каждым годом. [2]
Мозг не чувствует боль
Защищённый со всех сторон от влияния извне, ключевой орган нашего тела не имеет чувствительных нервных окончаний. В нём нет органов и структур, которые могли бы просигнализировать с помощью боли.
Удивительно, но факт. Сложная система организма, в которую поступает вся информация о нашем состоянии, которая и сообщает нам о проблемах в любом уголке нашего тела, сама не способна подать подобный сигнал. Когда человек ощущает головную боль, он чувствует не непосредственно мозг, а реакцию нервных окончаний в мозговых оболочках и сосудах.
Интересные факты о мозге для детей
Любознательность детей, желающих разузнать об окружающем мире и себе с самого юного возраста, должна быть старательно поддержана родителями. И о таком удивительном органе, как мозг, им стоит начать рассказывать как можно раньше, понятным и доступным языком.
Так, вы сможете уже с первых лет заложить малышу основу для дальнейшего здорового восприятия себя и своих способностей. На таком фундаменте сможет развиться интерес к учёбе, творческой деятельности и новым открытиям.
Интересные факты о головном мозге человека специально для детей:
О росте и структуре
Мозг перестаёт расти, но не меняться. К периоду полного взросления человека, мозг перестаёт увеличиваться в размерах: черепная коробка достигает итоговых параметров. Но на протяжении жизни, под внешними и внутренними воздействиями, продолжает меняться. Изменениям подвержены объём мозгового вещества, плотность, размеры функциональных областей. Насыщенность синапсами меняется непрерывно, в зависимости от тех навыков, которые ты тренируешь.
О питании и водном режиме
Мозг боится несбалансированных диет и обезвоживания. [3] Он примерно на 75% состоит из воды, и каждый день потребляет больше всего энергии в организме на свою работу. Если воды или полезных элементов ему станет не хватать, то человек это ощутит. Будет постоянно чувствовать себя усталым, не сможет сосредотачиваться, начнёт страдать проблемами с памятью. Важно пить необходимое количество чистой воды и употреблять полезную пищу: овощи, фрукты, мясо и рыбу, витамины для памяти.
Об обучаемости и развитии
Человек может перестроить свой мозг. При решении задачи в мозгу активизируются нейроны различных участков. Появляются новые взаимодействия, организуются новые нейронные связи. Так, мы тренируем серое и белое вещество, чтобы потом эта задача выполнялась проще. Если хочется улучшить какую-то свою способность: развить память, внимание, умение быстро считать математические задачки или сочинять стихи, разгадывать логические головоломки – регулярно этим занимайтесь, и дело сдвинется.
О контроле времени
Мозг способен контролировать время. То, как мы воспринимаем течение времени – результат скорости обработки получаемых сигналов разными участками мозга. Для обработки сложных ситуаций: новых знаний, навыков, сложной информации, требуется больше времени. И нам кажется, что в такие моменты оно тянется медленнее, чем всегда. Когда ум расслаблен, а поток информации прост или увлекателен, то кажется, что время летит стремительно.
О влиянии стресса
Стресс меняет архитектуру и функциональность мозга. [4] Расстройство, страх и переживания нечасто воспринимаются как опасность, а зря. Угнетённое состояние через гормональные механизмы влияет на мозг. Мешает образованию связей между нейронами, убивает клетки. Если человек долго находится в таком состоянии, то начинает хуже соображать. Стоит избегать стрессовых ситуаций. Научитесь легче относиться к жизни и справляться со стрессовыми ситуациями без малейшей паники.
Человеческий интеллект – настоящая загадка природы, которую учёные продолжают познавать с каждым днём. Поэтому мы ещё не раз узнаём что-нибудь интересное о мозге человека. Но и уже имеющиеся знания применяются на пользу человеку.
Комплекс для развития когнитивных способностей NeuroHack помогает на научной основе реализовать потенциал мозга. С обдуманным и последовательным подходом.
Список использованной литературы
- ^ van Schaik, Carel P et al. “A Farewell to the Encephalization Quotient: A New Brain Size Measure for Comparative Primate Cognition.” Brain, behavior and evolution 96,1 (2021): 1-12.
- ^ Gros, Alexandra et al. “Cerveau et mémoire : des nouveaux neurones pour se souvenir” [Brain and memory: new neurons to remember]. Biologie aujourd’hui 209,3 (2015): 229-48.
- ^ Le Bihan, Denis. “The ‘wet mind’: water and functional neuroimaging.” Physics in medicine and biology 52,7 (2007): R57-90.
- ^ Peters, Achim. “The selfish brain: Competition for energy resources.” American journal of human biology: the official journal of the Human Biology Council 23,1 (2011): 29-34.