г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Как научить aутиста говорить?

Аутизм – специфическое психическое врожденное расстройство, проявляющееся с самого раннего детства. Его носители воспринимают мир со своей точки зрения, в отличие от других людей, имеют проблемы с социализацией. Из-за этого рано появляются проблемы с речью.

Верить ли в миф о том, что все дети аутисты не разговаривают до определенного возраста или нет, – каждый человек решает сам. Медицинская статистика говорит, что большинство детей с легкой степенью аутического расстройства овладевают речью в то же время, что и здоровые сверстники. Речью банально не пользуются, поэтому развивается она медленно и со специфическими особенностями.

Уловить момент, когда дети-аутисты начинают говорить, несложно: зачастую это происходит в процессе корректирующих занятий с логопедами.

Главные усилия по развитию речи, обучению правилам правильной коммуникации, ложатся на плечи родителей. Им будет полезно знать о способах научить человека с аутизмом разговаривать.

Мальчик общается не речью, а жестами

Все ли дети-аутисты не разговаривают или начинают говорить позднее сверстников, в 4-5 лет? Медики утверждают, что нет.

Все зависит от типа и выраженности проявившегося психического отклонения, конкретных особенностей ребенка, стараний родителей и педагогов, приложенных для развития понимания необходимости вербального общения.

Чем активнее стимулируется необходимость разговора, тем выше шанс аутичного малыша заговорить пораньше.

С момента произнесения первых слов, проблема не исчерпывается. Люди с подобным расстройством не склонны использовать вербальные методы общения, им сложно на них сосредоточиться, понять, по каким законам необходимо строить фразу. Таким детям ставить речь приходится с большими усилиями.

Применяются методики, отличающиеся от типовых, используемых при обучении детей с задержкой речевого развития. Применять их можно только в игровой форме, без давления, иначе результат будет отрицательным.

Девочка показывает, но не говорит

Становление речи опирается на четыре главных принципа воздействия:

  • стимуляция говорить;
  • обучение жестам как способу передачи слов, желаний;
  • поощрение правильного поведения;
  • прививание лексики через вокал, пение.

Подробнее о развивающих методиках

Наиболее действенными методами, доступными в домашних условиях, являются:

  • Стимуляция к общению через поощрения различной степени привлекательности. Малыши учатся первым словам, повторяя словоформы за родителями. Но нужно простимулировать, поощрить, ребенка к этому чтобы вызвать желание повторять. Для этого выполняйте знакомое привычное действие, произнося определенный звук или слово и предлагая аутисту его повторить. Если повторяет – получает поощрение определенного типа (всегда одного и того же). Если нет – все равно необходимо дать награду, но через некоторый промежуток времени (несколько секунд). Так нужно, чтоб подчеркнуть зависимость скорости получения желаемого при выполнении «задания».
  • Вокальные дополнения к любимым играм. Суть в сопровождении игры звуками – имитаторами действия. Сначала произносит их взрослый, а малыш подхватывает новую деталь игры по своей воле. И за это получает похвалу.
  • Поощрение каждого осознанного звука, обращенного к людям. Озвученного желания или словоформы обозначающей какую-то часть реальности.
  • Обучение на основе жестов. Зрительная память у аутистов развита хорошо, они рано обращаются к жестикуляции, как способу общения. Поэтому им легче запоминать слова, если они идут вместе с жестами, а потом переходить на озвучивание своих просьб.
Зрительная память облегчает аутистам общение

Нельзя заставлять произносить звуки, иначе ребенок замкнется в себе и откажется разговаривать даже под давлением. Также вредно торопить события, гнать вперед — прогресс от этого только пострадает.

Обучение речи аутистов процесс трудоемкий, требующий терпения и навыков от учителей, родителей. Таких детей очень легко спугнуть неудачей, резкой реакцией на нее взрослых, чрезмерным давлением.

Аутисты стремятся к постоянству во всем (один из типичных симптомов), что вынуждает даже поощрять малыша однотипно. Иначе занятия приведут к замкнутости и нежеланию овладевать вербальными способами общения.

На что еще обратить внимание?

Задаваясь вопросом: «как научить ребенка-аутиста говорить в домашних условиях?», принимают во внимание не только развитие речевых навыков. Стимулировать нужно и дополнительные, важные для социализации привычки.

Важно владеть способами мотивации к вербальным навыкам, которая будет действовать на таких ребят.

Родители, занимающиеся обучением ребенка, могут практиковать такие подходы:

Использование жестов для обучения аутиста речи
  • Обучение одному слову. Один из базовых навыков, который необходимо воспитать, а затем поддерживать. Аутизм меняет способность отличать многосложные вопросы от требующих односложного ответа. Тренировки нужно регулярно повторять, так как аутисты быстро утрачивают приобретенные умения, которые не используются.
  • Подчеркивать ситуации, в которых важен многосложный ответ. С уточнениями и сообщением дополнительной информации. Например, если ребенок обращает внимание на конкретную вещь, то простимулируйте его не только назвать предмет, но и его отличительные особенности.
  • Изучая новые слова, составляйте с ними разные комбинации. Например, изучая слово арбуз, применяйте с ним в паре разные прилагательные: большой, сладкий, зеленый и так далее. Если так не сделать ребенок запомнит и будет употреблять первые услышанные, узкие характеристики предметов.
  • Усложнять задания мягко, понемногу. Иначе у ребенка пропадает мотивация к общению. Если при каждом обращении требовать все более сложных конструкций для формулирования его просьбы, он перестанет идти на контакт, так как испугается нагрузки.
  • Увеличивайте длину фразу ребенка за счет стандартных дополнений, например, «я хочу». Или, в случае, когда у пациента малыша проблемы с повторением фраз – с помощью детализирующих, конкретизирующих слов.

Подходя к проблеме развития ребенка-аутиста, учитывайте, что они не разговаривают не из-за физических отклонений соматогенного происхождения или грубого характера.

Заниматься речью своих детей нужно родителям

Дело в особенностях восприятия мира, которые часто сложно перестроить. Вам потребуется большое количество внимания и терпения, но результат будет того стоить.

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. Eye-tracking reveals agency in assisted autistic. Jaswal VK, Wayne A, Golino H.Sci Rep. 2020 May 12;10(1):7882.
  2. Communication Profile of a Minimally Verbal School-Age AutisticChild: A Case Study. Vidal V, McAllister A, DeThorne L.Lang Speech Hear Serv Sch. 2020 May 11:1-16.
  3. Psychiatric and Medical Profiles of AutisticAdults in the SPARK Cohort. Fombonne E, Green Snyder L, Daniels A, Feliciano P, Chung W; SPARK Consortium.J Autism Dev Disord. 2020 Feb 24.
  4. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). М.: Классикс стиль, 2003. 160 с.
  5. Мёдова Н. А., Рудин И. В. Современный подход к формированию альтернативной коммуникации у детей со сложной структурой нарушения развития // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 1 (190). С. 9-14.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×