Как научить аутиста говорить
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Аутизм – специфическое психическое врождённое расстройство, проявляющееся с самого раннего детства. Его носители воспринимают мир со своей точки зрения, в отличие от других людей, имеют проблемы с социализацией. [1] Из-за этого рано появляются проблемы с речью.
Уловить момент, когда дети-аутисты начинают говорить, несложно: зачастую это происходит в процессе корректирующих занятий с логопедами.
Главные усилия по развитию речи, обучению правилам правильной коммуникации, ложатся на плечи родителей. Им будет полезно знать о способах, как научить человека с аутизмом разговаривать.
Содержание статьи:
Способы научить говорить аутиста
Все ли дети-аутисты не разговаривают или начинают говорить позднее сверстников, в 4-5 лет? Медики утверждают, что нет.
Всё зависит от типа и выраженности проявившегося психического отклонения, конкретных особенностей ребёнка, стараний родителей и педагогов, приложенных для развития понимания необходимости вербального общения.
С момента произнесения первых слов, проблема не исчерпывается. Люди с подобным расстройством не склонны использовать вербальные методы общения, им сложно на них сосредоточиться, понять, по каким законам необходимо строить фразу. Таким детям ставить речь приходится с большими усилиями.
Применяются методики, отличающиеся от типовых, используемых при обучении детей с задержкой речевого развития. Применять их можно только в игровой форме, без давления, иначе результат будет отрицательным.
Становление речи опирается на четыре главных принципа воздействия:
- стимуляция говорить;
- обучение жестам как способу передачи слов, желаний;
- поощрение правильного поведения;
- прививание лексики через вокал, пение.
Подробнее о развивающих методиках
Наиболее действенными методами, доступными в домашних условиях, являются:
- Стимуляция к общению через поощрения различной степени привлекательности. Малыши учатся первым словам, повторяя словоформы за родителями. Но нужно простимулировать, поощрить, ребёнка к этому, чтобы вызвать желание повторять. Для этого выполняйте знакомое привычное действие, произнося определённый звук или слово и предлагая аутисту его повторить. Если повторяет – получает поощрение определённого типа (всегда одного и того же). Если нет – всё равно необходимо дать награду, но через некоторый промежуток времени (несколько секунд). Так нужно, чтоб подчеркнуть зависимость скорости получения желаемого при выполнении «задания».
- Вокальные дополнения к любимым играм. Суть в сопровождении игры звуками – имитаторами действия. Сначала произносит их взрослый, а малыш подхватывает новую деталь игры по своей воле. И за это получает похвалу.
- Поощрение каждого осознанного звука, обращённого к людям. Озвученного желания или словоформы, обозначающей какую-то часть реальности.
- Обучение на основе жестов. Зрительная память у аутистов развита хорошо, они рано обращаются к жестикуляции, как способу общения. Поэтому им легче запоминать слова, если они идут вместе с жестами, а потом переходить на озвучивание своих просьб. [3]
Обучение речи аутистов, процесс трудоёмкий, требующий терпения и навыков от учителей, родителей. Таких детей очень легко спугнуть неудачей, резкой реакцией на неё взрослых, чрезмерным давлением.
Аутисты стремятся к постоянству во всём (один из типичных симптомов), что вынуждает даже поощрять малыша однотипно. Иначе занятия приведут к замкнутости и нежеланию овладевать вербальными способами общения.
На что ещё обратить внимание
Задаваясь вопросом: «как научить ребёнка-аутиста говорить в домашних условиях?», принимают во внимание не только развитие речевых навыков. Стимулировать нужно и дополнительные, важные для социализации привычки.
Родители, занимающиеся обучением ребёнка, могут практиковать такие подходы:
- Обучение одному слову. Один из базовых навыков, который необходимо воспитать, а затем поддерживать. Аутизм меняет способность отличать многосложные вопросы от требующих односложного ответа. Тренировки нужно регулярно повторять, так как аутисты быстро утрачивают приобретённые умения, которые не используются. [4]
- Подчёркивать ситуации, в которых важен многосложный ответ. С уточнениями и сообщением дополнительной информации. Например, если ребёнок обращает внимание на конкретную вещь, то простимулируйте его не только назвать предмет, но и его отличительные черты.
- Изучая новые слова, составляйте с ними разные комбинации. Например, изучая слово «арбуз», применяйте с ним в паре разные прилагательные: большой, сладкий, зелёный и так далее. Если так не сделать, ребенок запомнит и будет употреблять первые услышанные, узкие характеристики предметов.
- Усложнять задания мягко, понемногу. Иначе у ребёнка пропадает мотивация к общению. Если при каждом обращении требовать всё более сложных конструкций для формулирования его просьбы, он перестанет идти на контакт, так как испугается нагрузки. [5]
- Увеличивайте длину фразы ребёнка за счёт стандартных дополнений, например, «я хочу». Или, в случае, когда у пациента малыша проблемы с повторением фраз – с помощью детализирующих, конкретизирующих слов.
Подходя к проблеме развития ребёнка-аутиста, учитывайте, что они не разговаривают не из-за физических отклонений соматогенного происхождения или грубого характера.
Дело в особенностях восприятия мира, которые часто сложно перестроить. Вам потребуется большое количество внимания и терпения, но результат будет того стоить.
Список использованной литературы
- ^ Eye-tracking reveals agency in assisted autistic. Jaswal VK, Wayne A, Golino H.Sci Rep. 2020 May 12;10(1):7882.
- ^ Communication Profile of a Minimally Verbal School-Age AutisticChild: A Case Study. Vidal V, McAllister A, DeThorne L.Lang Speech Hear Serv Sch. 2020 May 11:1-16.
- ^ Psychiatric and Medical Profiles of AutisticAdults in the SPARK Cohort. Fombonne E, Green Snyder L, Daniels A, Feliciano P, Chung W; SPARK Consortium.J Autism Dev Disord. 2020 Feb 24.
- ^ Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). М.: Классикс стиль, 2003. 160 с.
- ^ Мёдова Н. А., Рудин И. В. Современный подход к формированию альтернативной коммуникации у детей со сложной структурой нарушения развития // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 1 (190). С. 9-14.