Как развить когнитивные способности
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Каждый человек рождается с определённым уровнем умения воспринимать информацию, наиболее активно проявляющимся в первые годы жизни. Однако без специальных тренировок, самостоятельного развития этот уровень постепенно будет ослабевать, что в конце концов приведёт к старческому слабоумию. Чтобы стать умнее, лучше воспринимать и запоминать информацию и значительно отодвинуть старость, необходимо заниматься тренировками, направленными на повышение когнитивных способностей.
Содержание статьи:
Какие бывают когнитивные способности?
Работа нашего мозга направлена на управление всем нашим организмом, получение и обработку информации из внешнего мира различными способами. Эти пути получения сведений об окружающем пространстве, возможности анализа и являются когнитивными функциями человеческого мозга, доступными каждому человеку.
К основным когнитивным способностям относят:
- Восприятие. Это совокупность сигналов, отвечающих за целостное восприятие образа объекта внешнего мира в сознании. Фактически это простейшая когнитивная функция, позволяющая объединить информацию, получаемую от различных органов для создания целостного образа предмета или явления. [1]
- Речь. Уникальная способность, присущая только человеку. С её помощью можно получать информацию об объектах, не сталкиваясь с ними в реальном мире, и передавать свои знания другим. Развитие происходит по мере взросления после знакомства с родным языком. Отсутствие достаточной тренировки в определённом возрасте отрицательно влияет на развитие мозга в целом.
- Мышление. Высшая степень развития человеческого сознания. На этом уровне происходит классификация и систематизация полученной информации, её обработка и выделение новых свойств. С помощью мышления более глубоко познаются окружающий мир и абстрактные явления, узнать которые при помощи других чувств невозможно.
- Воображение. Способность генерировать новую информацию, образы, идеи на основе уже полученных знаний и опыта. Эта когнитивная функция необходима не только творческим людям, ведь без возможности что-то представить нельзя ничего создать.
- Внимание отвечает за избирательность восприятия информации. Эта когнитивная функция позволяет вычленять необходимый на данный момент объект и концентрироваться на нём. Чем лучше оно развито, тем результативнее будет работа остальных функций, благодаря возможности работать только с нужной информацией.
- Память. Это способность закреплять, сохранять и воспроизводить полученную от остальных органов восприятия информацию. Эта функция страдает одной из первых, когда начинается постепенная возрастная деградация человеческого мозга. [2]
Специальные упражнения
Способность улучшить работу мозга, научиться быстрее соображать и лучше запоминать информацию может понадобиться в любом возрасте. В юности это необходимо для успешной учёбы, позже, чтобы более эффективно работать и отодвигать старость. Даже если в детстве по каким-то причинам у человека слабо развились умственные способности, никогда не поздно наверстать упущенное. Существует много информации о том, как повысить когнитивные способности, а также провести свободное время с интересным занятием. [3]
Наиболее эффективные упражнения для развития основных функций мозга:
- Играйте в логические игры. Они одновременно требуют концентрации внимания и подключения мыслительных процессов, анализа поступающей информации для последующего нахождения решения. Сегодня в этом помогают многочисленные специальные приложения на телефоне.
- Разгадывайте кроссворды и играйте в интеллектуальные игры, например: «Что? Где? Когда?», «Квиз». Это простое занятие повысит вашу эрудицию и натренирует память.
- Регулярно изучайте новое. Расширяйте знания о мире, прокачивайте навыки. Ежедневно открывая для себя что-то необычное, вы заставляете мозг не только запоминать информацию, но и обрабатывать, анализировать её. Более действенно в этом плане является изучение иностранных языков.
- Решайте задания на внимательность. Собирайте пазлы из большого количества кусочков или находите отличия на похожих изображениях.
- Углубляйтесь. Выберите область знания, которая вам наиболее интересна, и станьте в ней настоящим экспертом, тонко разбирающимся во всех нюансах.
- Учите наизусть. Небольшие стихи и прозаические тексты, важные номера телефонов и ряды цифр – вся эта информация тренирует внимание и память, а также может пригодиться в критической ситуации. [4]
Общие рекомендации
Каждый человек, желающий добиться чего-либо в жизни, рано или поздно задумывается над тем, как развить когнитивные способности мозга или укрепить уже имеющийся уровень. Кроме обследования в специализированной клинике и прохождения физиопроцедур, активизирующих работу определённых участков мозга, выполнения специальных упражнений, необходимо обращать внимание и на образ жизни. Часто вещи, которые на первый взгляд никак не связаны с мышлением, влияют на него напрямую.
Значительно улучшить когнитивные способности можно, соблюдая несколько простых правил:
- Высыпайтесь. Сон – важнейший параметр для здорового и отлично работающего мозга. За это время кора успевает очиститься от продуктов жизнедеятельности, отдохнуть, переработать полученную ранее информацию.
- Питайтесь правильно. Выбирайте свежие овощи и фрукты, а не фастфуд и сладкое. В организм должны поступать все необходимые полезные витамины и минералы в достаточном количестве.
- Занимайтесь спортом. Умеренные физические нагрузки – замечательный способ сбросить накопившееся нервное напряжение, дать мозгу отдохнуть. К тому же они обеспечивают лучший приток крови, а значит, и питание кислородом тканей коры головного мозга.
- Общайтесь с интересными людьми, которые могут стать для вас источником новой информации. Чем более высокоразвитое у вас окружение, тем больше мотивации развиваться самому.
- Ставьте себе небольшие цели и достигайте их, это позволит сохранять мотивацию на занятия на протяжении продолжительного времени. [5]
Список использованной литературы
- ^ Houben, Sanne T L et al. «Psychological Myths as Therapeutic Instructions in Eye Movement Desensitization and Reprocessing», The Journal of psychology 155,2 (2021): 129-139.
- ^ Meeusen, Romain. “Exercise, nutrition and the brain.” Sports Med 2014 May; 44 Suppl 1 (Suppl 1): S47-56.
- ^ Hillman, Charles H et al. “A Review of the Effects of Physical Activity on Cognition and Brain Health across Children and Adolescence.” Nestle Nutr Inst Workshop Ser2020; 95:116-126.
- ^ Gallen, Courtney L et al. ” Brain Modularity: A Biomarker of Intervention-related Plasticity.” Trends Cogn Sci.2019 Apr;23(4):293-304.
- ^ Myer, Gregory D. “Training the developing brain, part I: cognitive developmental considerations for training youth.” Curr Sports Med Rep. Sep-Oct 2013;12(5):304-10.
Благодарю за рекомендации упражнения! Отличная статья на заметку всем тем, у кого проблемы с памятью.