Когнитивные функции
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Когнитивные функции головного мозга человека – это в психологии совокупность процессов, с помощью которых человек познаёт мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека.
Человечество всю свою историю размышляет над вопросом: «Что же даёт нам возможность мыслить, быть цельными и неповторимыми личностями?». Ответы в разные времена отличались. До развития медицины эти способности приписывались божьей воле. Однако учёные доказали, что в ответе за такую сторону жизни – наш мозг.
Неврология, нейрофизиология и когнитивная психология, которые изучают эту сферу работы головного мозга, разрабатывают методы восстановления и улучшения познавательных способностей. [2]
В начальной стадии процесса, когда изменения в личности не так выражены, люди могут обращаться к психологам, получают лечение со слабо выраженным и нестойким эффектом.
Технология нейровизуализации помогает сопоставить когнитивное нарушение и поражение конкретного участка мозга. Мы способны отслеживать динамику работы даже небольших центров в коре и подкорке у конкретного человека. На основании собранных данных подбираем способ улучшения мыслительных, познавательных способностей.
Разновидности высшей нервной деятельности
Прежде чем улучшать способности мозга, нужно понять, о чём идёт речь. Медики составили список того, что делает человека умным и способным.
Виды когнитивных функций:
- Уровень мышления или интеллект – способность человека объективно воспринимать и осмысленно взаимодействовать с окружающим миром. Умение анализировать информацию, выносить суждения и умозаключения.
- Обучаемость и память обеспечивают регистрацию, фиксацию и последующее воспроизведение полученной когда-либо информации.
- Способность концентрировать внимание, познавательная деятельность. Ценные качества: устойчивость внимания, умение воспринимать информацию из двух и больше её источников.
- Речь – присущая человеку функция, с помощью которой мы звуками кодируем информацию. Передаём слушателям объективные и абстрактные образы, выражаем свои мысли и суждения, информацию. Осознанная речь отличает человека от представителей животного мира. Функция крайне сложная, развилась одной из последних. Формирование речевого навыка происходит в первые годы жизни под влиянием средовых, социальных, семейных и физиологических факторов. Целенаправленно развивая речь, изучая риторику, человек одновременно тренирует и другие высшие психические функции.
- Гнозис означает познание мира. Это способность познавать и узнавать внешние объекты посредством органов чувств: осязания, слуха, обоняния, зрения, вкуса. Здесь критическое значение имеет память человека. Сохранение информации о явлениях мира, обеспечивает их последующую узнаваемость.
- Праксис позволяет человеку ориентироваться в трёхмерном пространстве. Благодаря этой функции мы пользуемся ножом и вилкой, что-либо мастерим, обслуживаем себя в быту. Праксис вырабатывается в процессе взросления и обучения человека на протяжении всей жизни.
- Функции управления. Отвечают за умение планировать действия и принимать решения, находить ошибки и их исправлять, проявлять интеллектуальную гибкость.
- Социальный интеллект даёт возможность понимать эмоции других людей, видеть мотивы их поступков.
Полноценное использование когнитивно-мнестических (связанных с памятью) функций требует соответствующего уровня деятельности центральной нервной системы. Колебания появляются от внешних обстоятельств: стресса, плохого сна.
Основы когнитивной психологии
Это направление науки, которое определяет, что такое когнитивные психические функции организма и сознание. А ещё, определяет принципы, помогающие сохранить здоровье мозга на нужном уровне, повышать его уровень в течение жизни.
Методология этой науки изучает вклад в когнитивные функции памяти и других способностей.
Специалисты изучают деятельность мозга человека по аналогии с компьютером. Рассматривают особенности ввода, обработки и анализа информации, чтоб улучшить такие возможности.
Основополагающими принципами этой отрасли выступают:
- Когнитивное функционирование – это основной объект изучения. Учёных интересуют память и мышление, речь, восприятие информации и воображение. Пристально изучается эмоциональная сфера личности, процессы распознавания образов и особенности интеллекта.
- Считается, что человеческая психика работает поэтапно. То есть, поступающие извне импульсы обрабатываются нейронами пошагово, проходят цепь преобразований.
- Системы обработки мозга имеют свой объём. Это становится основой работы психологов-когнитивистов – практиков. Доктора ищут пути увеличить доступные мозгу объёмы памяти, предотвратить сокращение этих «мощностей». Подбираются методы работы с поступающей информацией так, чтобы у человека была возможность усваивать значительно больше данных.
- Информация, поступающая человеку в ходе познавательных процессов, кодируется индивидуальным образом, интерпретируется каждым по-своему.
- В ходе исследований используются специализированные хронометрические методы, позволяющие объективно оценить скорость ответа мозга на поставленную задачу. Таким образом, выясняют задержку ответа психики на поступающие сигналы. По итогам анализа данных составляются программы, способствующие усилению когнитивных функций.
Когнитивный подход в психологии позволяет объяснить особенности поведения человечества в массе, и каждого представителя вида отдельно, с точки зрения процессов познания.
Что приводит к нарушению когнитивных функций?
Человеческий мозг обладает существенным когнитивным резервом. Мы способны поддерживать высокие показатели деятельности в стрессовой для организма ситуации. И всё же, люди нередко замечают, что со временем память или внимание начинают ослабевать. Даже речь теряет чёткость или разнообразность.
Порой, виной этому становится поражение, аномалия деятельности речевых отделов коры головного мозга. Часто мы сами провоцируем ослабление когнитивных функций, ведя нездоровый образ жизни.
Спад ментальных способностей человека может возникать по ряду причин:
- Неправильное питание. Чрезмерное увлечение жирной и сладкой пищей, фастфудом без адекватного поступления витаминов и минералов, также негативно сказывается на работе мозговых клеток.
- Хронический дефицит сна. Не имея возможности полноценно отдохнуть, организм исчерпывает внутренние резервы. [4]
- Малоподвижный образ жизни провоцирует недостаток кислорода в крови, что отрицательно сказывается на работе мозга.
- Однообразие умственных нагрузок или их отсутствие. Когнитивным функциям необходима регулярная тренировка, чтобы поддерживать их на желаемом уровне и развивать.
- Вредные привычки. Курение, регулярное употребление алкоголя или наркотических средств, приводит к нарушению кровоснабжения головного мозга. Такое состояние заставляет организм «экономить» ментальные силы, ухудшая способности человека.
Да, изменив привычный образ жизни, можно добиться заметного улучшения показателей памяти, мышления, интеллекта.
Как улучшить работу мозга?
Чтобы улучшить когнитивные функции, например, силу памяти, её цепкость, предлагаем соблюдать такие советы:
- откажитесь от вредных привычек;
- высыпайтесь, соблюдайте режим отдыха и бодрствования;
- перейдите на здоровое питание, исключающее преобладание жирных и сладких продуктов;
- ежедневно обеспечивайте себе хотя бы минимальные физические нагрузки;
- тренируйте высшие психологические функции: общайтесь, изучайте новую информацию, развивайте память и внимание с помощью игр и упражнений.
Если вы хотите увеличить собственные, возможно, ослабевшие, умственные способности, то обращайтесь к квалифицированным неврологам.
Опытные доктора подберут действенные, для решения ваших задач, методы тренировки и воздействия на мозг.
В комплекс входят аппаратные процедуры, доказавшие свою пользу ноотропы и обучение специальным психологическим приёмам.
Список использованной литературы
- ^ Orzylowski, Magdalena et al. “An Overview of the Involvement of D-Serine in Cognitive Impairment in Normal Aging and Dementia.” Frontiers in psychiatry 12 754032. 11 Oct. 2021.
- ^ Liedtke, Jannis, and Lutz Fromhage. “Should dispersers be fast learners? Modeling the role of cognition in dispersal syndromes.” Ecology and evolution 11,20 14293-14302. 22 Sep. 2021.
- ^ Harvey, Philip D. “Domains of cognition and their assessment .” Dialogues in clinical neuroscience 21,3 (2019): 227-237.
- ^ Killgore, William D S. “Effects of sleep deprivation on cognition.” Progress in brain research 185 (2010): 105-29.