г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Особенности памяти у детей с ЗПР

Память – важная часть мышления человека, банк опыта и знаний, опираясь на которые возможно успешно действовать в мире.

Однако у каждого человека она имеет свои особенности и может работать по-разному. Недостаток развития памяти тормозит и общее развитие личности, мешает адаптироваться в обществе, обслуживать себя, получать образование. Поэтому наряду с памятью, важно ещё учитывать особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР начиная с первых лет жизни.

У детей с ЗПР наблюдаются особенности развития памяти, которые осложняют адаптацию в обществе и учёбу уже с первого класса. У них часто изменён и ограничен объём запоминаемого, продолжительность хранения информации, способы восприятия. [1]

Память ребят с задержкой психического развития страдает с раннего возраста. Уже к 3-4 годам они отстают от сверстников минимум на 25% по качеству потокового запоминания информации, особенно на слух. Визуальное восприятие у них развито чуть лучше, но всё равно отстаёт.

Особенности памяти дошкольников с ЗПР приводят к проблемам с последующим воспроизведением и анализом полученной информации. Ребята не могут систематизировать полученные данные, проанализировать их и использовать в похожих ситуациях.

Особенности работы памяти у детей с ЗПР

Позже, к подростковому периоду, появляется ещё одна особенность: человек может зазубрить материал и воспроизвести его, но совершенно не понимает, что он значит. Зазубренное нельзя применить на практике, проанализировать, полноценно встроить в картину мира, поэтому пользы от такого заучивания нет никакой.

Запомнить информацию, воспринимаемую аудиально, для таких детей практически невозможно, если нет графического подкрепления. Картинки воспринимаются лучше. Развитие мышления у детей с ЗПР играет важную роль в том, как дети воспринимают и обрабатывают информацию, что напрямую влияет на их способность запоминать.

Развитие памяти

Сразу после постановки правильного диагноза и подбора комплексной терапии начинаются специализированные занятия. Развитию памяти у дошкольников с ЗПР на них уделяется особенное внимание, так как это поможет если не убрать полностью проблему к школьному возрасту, то уменьшит отставание от сверстников, что обеспечит более успешное обучение. [2]

Работа памяти в мозгу разделяется на три последовательных процесса:

  • Запоминание. Детям с задержкой психического развития даётся крайне тяжело. 
  • Сохранение. Развито у малышей с ЗПР на 25% от нормальных показателей. 
  • Воспроизведение. Качество напрямую зависит от уровня развития предыдущих двух навыков. 
Развитие и особенности памяти у детей с ЗПР

Способов запомнить информацию у человека больше. На протяжении столетий нашим предкам приходилось обрабатывать и запоминать различную информацию, поэтому существует четыре вида памяти:

  • Эмоциональная. 
  • Образная.
  • Произвольная (словесно-логическая).
  • Двигательная. 

Каждый из типов становится ведущим в определённом возрасте. Даже у нормотипичных детей они не развиты равномерно, а у малышей с ЗПР наблюдается серьёзное отставание в 4 навыках. [3]

В начале жизни преобладает зрительная, ведь первое впечатление о мире складывается через картинки, осмотр предметов и познание происходит через глаза в основном. 

К периоду активного обучения, чаще всего 6-7 годам и поступлению в школу, на первый план выходит произвольный тип, так как запоминать и обрабатывать большое количество информации приходится на слух.

Коррекционную работу по развитию памяти с детьми с ЗПР необходимо начинать с раннего возраста. Результативным для дальнейшей коррекции считается возраст в 3 года. При регулярных систематических занятиях, учитывающих индивидуальные черты малыша уже к периоду обучения в младших классах возможно достичь значимых результатов. Также следует учитывать особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, так как они напрямую влияют на скорость и эффективность развития памяти, поэтому важно учитывать эти факторы при составлении коррекционной программы.

Зрительный тип

Запоминание картинок для ребят с задержкой психического развития — процесс более лёгкий, чем восприятие информации другим путём. Поэтому при тренировке всех видов памяти, особенно на начальных этапах, дефектологи используют комбинированный метод. Проговаривая слово или понятие, они демонстрируют картинку, его иллюстрирующую. Это позволяет развиваться другим видам памяти с опорой на уже имеющийся навык. 

Зрительный тип памяти у детей с ЗПР

На занятиях активно используются различные приспособления, способствующие концентрации на визуальной информации, подкрепляющей аудиальную:

  • Картинки с конкретным предметом или сценкой с несколькими персонажами. 
  • Пазлы. 
  • Счётные палочки. 
  • Конструкторы различных типов. 
  • Краски и возможность зарисовывать то, что услышали. 
  • Пластилин.

Выстраивание занятий с визуализирующими элементами дополнительно развивает мелкую моторику и концентрацию внимания, становясь действенным методом работы с детьми с задержкой психического развития.

Произвольный тип

Основной толчок в развитии произвольной памяти происходит в 5-7 лет, когда ребёнок сталкивается с необходимостью быстро воспринимать и запоминать большой объём информации через зрение и слух, у него начинается обучение. [4] При этом произвольная память у детей с ЗПР развивается медленнее, чем у сверстников, из-за проблем с концентрацией внимания, поэтому уже в первые месяцы учёбы заметно отставание в скорости запоминания материала из-за особенностей обучения детей с ЗПР.

Главный совет врачей и педагогов-дефектологов для малышей с задержкой психического развития – как можно раннее начало коррекционной терапии. Чем раньше и больше времени будет уделяться развитию внимания, памяти и умения сосредоточиться, тем быстрее ребёнок сможет преодолеть патологию и нагнать по развитию памяти сверстников, и тем меньше проблем у него будет в подростковом и взрослом возрасте.

Произвольный тип памяти у детей с ЗПР
Особенности произвольного типа памяти у детей с ЗПР

Диагностика памяти

При проверке степени развития памяти при ЗПР врач в первую очередь опирается на результаты специализированных тестов. С помощью элементарных заданий за короткое время можно понять, на какой стадии развития находится функция мозга, какие из видов памяти задействованы, а какие практически не сформированы.

При этом память у подростков с ЗПР и детей в дошкольном возрасте отличается, поэтому необходимо провести несколько последовательных тестов.

Чаще всего при первичной диагностике используются:

  • 10 слов. Проверяющий называет последовательность из 10 любых слов, не связанных логически или ассоциативно, проверяемый должен их повторить, желательно в первоначальном порядке. Если у ребёнка получилось вспомнить половину и более, значит, его память развивается в нормальном темпе в соответствии с возрастными особенностями. Подходит для дошкольников даже с небольшим словарным запасом, но выбирая слова, нужно отдавать предпочтение тем, которые ребёнок точно знает. 
  • Тест на образную память провести сложнее, так как запоминание визуальной информации и воспроизведение вызывает больше затруднений чисто технически. Проверяемому показывают карточку с 12 окошками, в каждом из которых есть схематичное изображение. Затем в точно такой же карточке с 12 свободными полями ребёнок должен примерно повторить то, что успел запомнить. Если 8 рисунков и более оказались на своём месте и изображены сходно с оригиналом, то тест считается пройденным, а память нормальной.
  • Тест Векслера определяет уровень развития зрительной памяти. При его проведении в течение 10 секунд ребёнок смотрит на 4 карточки с различными геометрическими фигурами, а затем старается воспроизвести то, что только что видел точно. Получившийся результат психолог оценивает по ряду параметров, ведь важно не только повторить геометрическую фигуру, но и учесть особенности. Всего за задание можно набрать 14 баллов. Если ребёнок набирает средние или выше средних баллы, то его зрительная память считается развитой по возрасту. 
Диагностика и особенности памяти у детей с ЗПР

Стоит понимать, что при постановке диагноза ЗПР и проведении лечебных, стимуляционных и коррекционных занятий, развитию памяти разных видов необходимо уделять большое внимание, иначе с возрастом станет только хуже, что помешает во взрослой жизни. [5]

Список использованной литературы:

Показать/скрыть

  1. ^ Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А.Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / под ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М. Глозман. — М., 2003. — С. 181-189.
  2. ^ Злоказова М.В. Реабилитация дошкольников с задержкой психического развития. Казанский медицинский журнал, 2004, 85(3): 230-232. / Zlokazova MV. Rehabilitation of preschool children with mental retardation. Kazansky Meditsinsky Zhurnal, 2004, 85 (3): 230-232
  3. ^ Kamuk C., Cantio C., Bilenberg N. Early screening for autism spectrum disorder // Europ. Psychiatryio. — 2017. — Vol. 41, Supplement. — P. S131-S132. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j. eurpsy.2017.01.1948
  4. ^ Лебединская К.С., Лукашова И.Д., Немировская С.В. Клиническая характеристика синдрома детского аутизма // Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. — М.: НИИД АПН СССР, 1981. — С. 4-24.
  5. ^ Заболевания нервной системы у детей: В 2-х т. Т. 2. Под ред. Ж. Айкарди и др. Пер. с англ. под общ. ред. А.А. Скоромца. М.: Издательство Панфилова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. /Diseases of the nervous system in childhood: In 2 volumes. T 2. Under the editorship of J. Aicardi et al. Trans. from English under the general editorship of Skoromtsa AA. M .: Panfilov Publishing House, BINOM. Laboratory of knowledge, 2013.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×