Особенности памяти у детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Память – важная часть мышления человека, банк опыта и знаний, опираясь на которые возможно успешно действовать в мире.
У детей с ЗПР наблюдаются особенности развития памяти, которые осложняют адаптацию в обществе и учёбу уже с первого класса. У них часто изменён и ограничен объём запоминаемого, продолжительность хранения информации, способы восприятия. [1]
Содержание статьи:
Особенности работы памяти у детей с ЗПР
Память ребят с задержкой психического развития страдает с раннего возраста. Уже к 3-4 годам они отстают от сверстников минимум на 25% по качеству потокового запоминания информации, особенно на слух. Визуальное восприятие у них развито чуть лучше, но всё равно отстаёт.
Позже, к подростковому периоду, появляется ещё одна особенность: человек может зазубрить материал и воспроизвести его, но совершенно не понимает, что он значит. Зазубренное нельзя применить на практике, проанализировать, полноценно встроить в картину мира, поэтому пользы от такого заучивания нет никакой.
Запомнить информацию, воспринимаемую аудиально, для таких детей практически невозможно, если нет графического подкрепления. Картинки воспринимаются лучше. Развитие мышления у детей с ЗПР играет важную роль в том, как дети воспринимают и обрабатывают информацию, что напрямую влияет на их способность запоминать.
Развитие памяти
Сразу после постановки правильного диагноза и подбора комплексной терапии начинаются специализированные занятия. Развитию памяти у дошкольников с ЗПР на них уделяется особенное внимание, так как это поможет если не убрать полностью проблему к школьному возрасту, то уменьшит отставание от сверстников, что обеспечит более успешное обучение. [2]
Работа памяти в мозгу разделяется на три последовательных процесса:
- Запоминание. Детям с задержкой психического развития даётся крайне тяжело.
- Сохранение. Развито у малышей с ЗПР на 25% от нормальных показателей.
- Воспроизведение. Качество напрямую зависит от уровня развития предыдущих двух навыков.
Способов запомнить информацию у человека больше. На протяжении столетий нашим предкам приходилось обрабатывать и запоминать различную информацию, поэтому существует четыре вида памяти:
- Эмоциональная.
- Образная.
- Произвольная (словесно-логическая).
- Двигательная.
Каждый из типов становится ведущим в определённом возрасте. Даже у нормотипичных детей они не развиты равномерно, а у малышей с ЗПР наблюдается серьёзное отставание в 4 навыках. [3]
В начале жизни преобладает зрительная, ведь первое впечатление о мире складывается через картинки, осмотр предметов и познание происходит через глаза в основном.
К периоду активного обучения, чаще всего 6-7 годам и поступлению в школу, на первый план выходит произвольный тип, так как запоминать и обрабатывать большое количество информации приходится на слух.
Зрительный тип
Запоминание картинок для ребят с задержкой психического развития — процесс более лёгкий, чем восприятие информации другим путём. Поэтому при тренировке всех видов памяти, особенно на начальных этапах, дефектологи используют комбинированный метод. Проговаривая слово или понятие, они демонстрируют картинку, его иллюстрирующую. Это позволяет развиваться другим видам памяти с опорой на уже имеющийся навык.
На занятиях активно используются различные приспособления, способствующие концентрации на визуальной информации, подкрепляющей аудиальную:
- Картинки с конкретным предметом или сценкой с несколькими персонажами.
- Пазлы.
- Счётные палочки.
- Конструкторы различных типов.
- Краски и возможность зарисовывать то, что услышали.
- Пластилин.
Произвольный тип
Основной толчок в развитии произвольной памяти происходит в 5-7 лет, когда ребёнок сталкивается с необходимостью быстро воспринимать и запоминать большой объём информации через зрение и слух, у него начинается обучение. [4] При этом произвольная память у детей с ЗПР развивается медленнее, чем у сверстников, из-за проблем с концентрацией внимания, поэтому уже в первые месяцы учёбы заметно отставание в скорости запоминания материала из-за особенностей обучения детей с ЗПР.
Диагностика памяти
При проверке степени развития памяти при ЗПР врач в первую очередь опирается на результаты специализированных тестов. С помощью элементарных заданий за короткое время можно понять, на какой стадии развития находится функция мозга, какие из видов памяти задействованы, а какие практически не сформированы.
При этом память у подростков с ЗПР и детей в дошкольном возрасте отличается, поэтому необходимо провести несколько последовательных тестов.
Чаще всего при первичной диагностике используются:
- 10 слов. Проверяющий называет последовательность из 10 любых слов, не связанных логически или ассоциативно, проверяемый должен их повторить, желательно в первоначальном порядке. Если у ребёнка получилось вспомнить половину и более, значит, его память развивается в нормальном темпе в соответствии с возрастными особенностями. Подходит для дошкольников даже с небольшим словарным запасом, но выбирая слова, нужно отдавать предпочтение тем, которые ребёнок точно знает.
- Тест на образную память провести сложнее, так как запоминание визуальной информации и воспроизведение вызывает больше затруднений чисто технически. Проверяемому показывают карточку с 12 окошками, в каждом из которых есть схематичное изображение. Затем в точно такой же карточке с 12 свободными полями ребёнок должен примерно повторить то, что успел запомнить. Если 8 рисунков и более оказались на своём месте и изображены сходно с оригиналом, то тест считается пройденным, а память нормальной.
- Тест Векслера определяет уровень развития зрительной памяти. При его проведении в течение 10 секунд ребёнок смотрит на 4 карточки с различными геометрическими фигурами, а затем старается воспроизвести то, что только что видел точно. Получившийся результат психолог оценивает по ряду параметров, ведь важно не только повторить геометрическую фигуру, но и учесть особенности. Всего за задание можно набрать 14 баллов. Если ребёнок набирает средние или выше средних баллы, то его зрительная память считается развитой по возрасту.
Список использованной литературы:
- ^ Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А.Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / под ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М. Глозман. — М., 2003. — С. 181-189.
- ^ Злоказова М.В. Реабилитация дошкольников с задержкой психического развития. Казанский медицинский журнал, 2004, 85(3): 230-232. / Zlokazova MV. Rehabilitation of preschool children with mental retardation. Kazansky Meditsinsky Zhurnal, 2004, 85 (3): 230-232
- ^ Kamuk C., Cantio C., Bilenberg N. Early screening for autism spectrum disorder // Europ. Psychiatryio. — 2017. — Vol. 41, Supplement. — P. S131-S132. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j. eurpsy.2017.01.1948
- ^ Лебединская К.С., Лукашова И.Д., Немировская С.В. Клиническая характеристика синдрома детского аутизма // Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. — М.: НИИД АПН СССР, 1981. — С. 4-24.
- ^ Заболевания нервной системы у детей: В 2-х т. Т. 2. Под ред. Ж. Айкарди и др. Пер. с англ. под общ. ред. А.А. Скоромца. М.: Издательство Панфилова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. /Diseases of the nervous system in childhood: In 2 volumes. T 2. Under the editorship of J. Aicardi et al. Trans. from English under the general editorship of Skoromtsa AA. M .: Panfilov Publishing House, BINOM. Laboratory of knowledge, 2013.