Отличие алалии от аутизма
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Алалия – специфическая задержка развития речи при сохранённом слухе. На первый взгляд, её проявления у маленького ребёнка схожи с некоторыми видами аутизма, поэтому из-за поверхностной диагностики, эти два диагноза можно спутать. [1]
Чтобы понять, как распознать по признакам и различить алалия или аутизм, нужно наблюдать за ребёнком, отслеживать его реакции в различных ситуациях. Условия типичного медицинского учреждения для таких наблюдений подходят плохо, поэтому педиатры, психиатры и логопеды, опираются на информацию, полученную от родителей. С помощью специализированных опросников получается отличить одну патологию от другой.
Содержание статьи:
Сходства и различия сенсорной алалии и аутизма
Чем младше ребёнок, тем сложнее поставить чёткий диагноз, отличить одно отклонение от другого.
Трудность в том, что проблемы возникают в одинаковых сферах высшей нервной деятельности.
Если моторный тип задержки речи диагностировать просто, то сенсорная алалия и аутизм разного вида имеют мало отличий. И различия не столь явные.
Рассмотрим подробнее, чем отличается алалия и аутизм.
Распознавание собственного имени
Уже с маленького возраста сенсорные алалики в 50% случаев реагируют на произношение своего имени. В основе подобного явления лежит то, что слух у таких людей избирательный, они попросту не воспринимают некоторые звуки.
Аутисты же, даже к возрасту 3 года не реагируют на называние своего имени. Это связано с их погружённостью в себя, отсутствием интереса к окружающему миру.
Реакция на чужую речь
Слух при обоих синдромах не нарушен, но восприятие речи осложнено.
На фоне алалии ребёнок слышит мелодичный шум, не понимая, что именно ему говорят, но интересуясь происходящим и реагируя на него.
Человека с аутическим расстройством, как правило, звуки не затрагивают никакие. Ему или не интересно, или он боится обратить на себя чрезмерное внимание, попасть в ситуацию необходимого общения, которое для него нежелательно.
Интонации речи
В случае сенсорного расстройства, они считываются без понимания содержания.
При РАС, интонации в голосе собеседника не распознаются. В качестве информации воспринимается только смысловое, буквальное наполнение фраз.
Общение с людьми
Алалики не избегают его, стараются быть рядом с другими, проявляют общее с группой внимание, не избегают попыток общения с коллективом, родными.
Аутические малыши закрыты, стараются держаться в стороне от других, избегают любых контактов, кроме необходимых.
Развитие речи
В этом случае наиболее ярко проступают различия между синдромами.
При алалии нарушена слухоречевая память. Человек не может воспринимать полноценно чужую речь, ему трудно накопить словарный запас, научиться формулировать предложения, фонетически и грамматически правильно произносить желаемое.
Если имеем дело с РАС, то пациент способен разговаривать, даже сложными для своего возраста предложениями. Говорит правильно и чисто, имеет большой словарный запас, но большая его часть заучена автоматически, без понимания смысла и используется по ситуации, иногда не подходя по ситуации. Большая часть словарного и фразового запаса – точные цитаты из речи, услышанной где-то. [3]
Эмоциональное восприятие
У алаликов нарушения лёгкие, дети распознают чужие эмоции и передают свои.
Аутисты не способны к эмпатии, не распознают чужие эмоции и не могут выразить свои. При тяжёлых видах расстройства, их не испытывают.
Умственные способности
При речевом дефекте имеет место вторичное отставание в развитии, которое с помощью терапии устраняется, при условии, что речь удастся запустить.
На фоне расстройств аутического спектра (РАС), развитие интеллекта может протекать по-разному. Дети способны и отставать, и обгонять сверстников, развиваются согласно возрастной норме или с отклонениями в обе стороны. В некоторых случаях отставание не преодолимо.
Взгляд в глаза
Малыши с отклонением в восприятии речи легко идут на зрительный контакт, уделяют внимание губам, пытаясь считать произносимые звуки.
Аутичные пациенты избегают прямого взгляда на собеседника, смотрят вскользь или вообще отводят взгляд, им не важны эмоции собеседника.
Несмотря на кажущуюся очевидность различий, они не видны на первый взгляд. И требуют наблюдения в течение недель, месяцев, в различных ситуациях.
Сенсомоторная алалия с аутичными чертами
Алалия с элементами аутизма, кроме стандартных симптомов, дополнительно может выражаться:
- появлением стереотипных движений, как правило – в эмоционально окрашенных ситуациях;
- отсутствием выраженного желания к общению;
- стереотипизацией интересов, зацикленности на нескольких темах;
- не всегда правильным выражением эмоции или с бедной эмоциональностью;
- слабыми навыками самообслуживания;
- подстраиванием своей речи под манеру говорить окружающих;
- эхолалии – повторение услышанных фраз, предложений.
Лечить детей с сочетанным расстройством сложнее. Докторам и родителям предстоит преодолеть не только непонимание ребёнком речи окружающих. [5] Но и нежелание её понимать, закрытость в своём мире. Однако в случае лёгких форм, такое состояние устранимо и корригируется. Подтверждение тому – развенчание распространённых мифов об аутизме.
Список использованной литературы
- ^ Alalia, aphemia, and aphasia. Henderson VW. Arch Neurol. 1990 Jan;47(1):85-8.
- ^ What is the meaning of «alalia» for medicine and special education?. Bedina V, Goetze R, Remmler S, Zehmisch H. Z Arztl Fortbild (Jena). 1971 Jul 15;65(14):747-50.,
- ^ Features of the dynamics of clinical types of developmental delay in preschool children with residual brain damage. Emelina DA, Makarov IV. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. 2016;116(4 Pt 2):12-16. doi: 10.17116/jnevro20161163212-16.
- ^ Echeita, G., Verdugo, M.A. Diez acos despuñs de la Declaraciyn de Salamanca sobre Necesidades Educativas Especiales en Espaca. Entre la retyrica esperanzadora y las resistencias al cambio // La Declaraciyn de Salamanca sobre Necesidades Educativas Especiales 10 acos despuñs. Valoraciyn y Prospectiva / Eds. G. Echeita, M.A. Verdugo. Salamanca: INICO, Universidad de Salamanca.
- ^ Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. — СПб.: КОРОНА принт, 2004