г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Речь аутиста

Детский аутизм – отклонение в работе мозга, вызывающее трудности в социализации из-за своеобразного восприятия мира. Для детей-аутистов характерны проблемы с речью, общением, обучением и последующей социализацией в обществе. Это замкнутые, живущие в своём мире люди. В случае тяжёлого варианта заболевания – с аномалиями интеллектуального развития. [1]

Из-за особенностей психики у таких детей сильнее всего страдает речь – одна из высших нервных функций. Она нужна людям общения друг с другом, в чём потребности такие дети не испытывают. Предпочитают обходиться жестами или бездействием.

Признаки расстройства, как правило, проявляются уже в первые годы жизни. Поэтому аутист не понимает ценности разговора, не осознаёт, что с помощью слов можно влиять на окружающих и передавать им информацию или воспринимать её таким образом. [2]

Из-за этого развиваются многочисленные стандартные сложности:

  1. молчание по достижении возраста 2 года, когда говорить уже нужно;
  2. эхолалии – повторение, часто зацикленное, отдельных слов и целых фраз, сказанных другими людьми;
  3. набор слов и фраз штампов, воспроизводимых автоматически, без понимания сути;
  4. неумение вести диалог при хорошо развитой монологической речи;
  5. трудности с произношением отдельных звуков;
  6. неумение использовать личные местоимения;
  7. грамматические ошибки;
  8. буквальное понимание значения слов.
Ребенок держит искусственную руку

Эхолалия, повторение типовых фраз, чаще появляется сразу, как только дети их услышат. Возможно, и через некоторое время. Запоминаются они целиком. Часто, при хорошей памяти ребёнка, возникает иллюзия развитой способности разговаривать.

Речь детей с аутизмом нужно систематически развивать. Уделяя внимание тому, как они говорят, как понимают других людей. [3]

Развитие понимания речи

Речевые проблемы у детей с аутизмом проявляются в первую очередь не в том, как они используют этот инструмент для общения, а в том, что у окружающих часто создаётся впечатление, что ребёнок их не понимает.

Исследования показывают, что, если больной не реагирует на обращения и прямые указания, ошибочно думать, что он не воспринимает и не запоминает их. Просто в связи с особенностями своего мышления, такие ребята обращают внимание только на те разговоры, которые касаются непосредственно объекта их интересов. [4]

Чтобы в будущем человек адаптировался в обществе при таком диагнозе, у детей с аутизмом нужно заниматься развитием понимания речи, выработать умение реагировать на чужие слова.

Как донести важность общения ребёнку с аутизмом

Для этого разработаны такие рекомендации:

Взрослые играют с ребенком в сказку
  • Привязывайте свои высказывания к конкретной деятельности ребёнка, апеллируя к эмоциональной составляющей. Рисуя тот или иной сюжет, проговаривайте детали своей работы. Мотивируйте малыша вспоминать эмоционально важные моменты, с этим связанные.
  • Комментариями вносите смысл в повторяющуюся деятельность.
  • Расставляйте при беседе эмоциональные акценты на том, что привлекает внимание ребёнка. Положительно оценивайте то, что ему нравится.
  • Указывайте на причинно-следственные связи, суть явлений, особенно если они чем-нибудь пугают аутиста или заинтересовывают. Дополнительно вы даёте необходимые знания об устройстве мира.
  • Разъясняйте важные и обыденные жизненные события, тем самым давая схемы общественно принятых правил. Объясняя поведение своё или других людей с точки зрения логики, вы также даёте алгоритмы типового поведения. Малыш их запоминает, и затем может применять в течение взрослой жизни.
  • Проговаривайте чувства и эмоции, которые испытывают как окружающие, так и сам ребёнок. Для него сложно понять поведение окружающих, разобраться в том, что чувствует он и какие эмоциональные реакции, какими словами выразить.
  • Говорите сложными предложениями, давайте развёрнутые объяснения. На самом деле, чем интереснее, разнообразнее вы говорите, тем больший интерес испытывает ребёнок. Слова больше привлекают внимание, лучше запоминаются. [5]

Развивая понимание чужой речи, родители и педагоги учат малыша выныривать из своего мира во внешний.

Создают и закрепляют навыки,  как реагировать на него, взаимодействовать с социумом в необходимом ключе.

Взрослая описывает ребенку происходящее вокруг

Работа дает свои плоды. Примером служат известные люди с аутизмом и сумевшие преодолеть трудности.

Развитие вербальной коммуникации

Классическое речевое отставание у аутистов встречается достаточно редко.

Нередко они даже начинают произносить первые слова по возрасту, и раньше. Но используют их не столько для создания коммуникативной ситуации, общения с окружающими, сколько по необходимости или внутренней потребности. Например, ребёнок может называть окружающие вещи и предметы, но, когда ему что-нибудь нужно, он будет выражать желание жестами.

Формирование и развитие речи у детей с аутизмом – цель коррекционной работы. Так как направлена на улучшение навыков говорения, расширение словарного запаса. Способствует пониманию в нужности диалога, пополнению знаний о правильных социальных реакциях.

Полезны также физиотерапевтические методики, такие как транскраниальная магнитная стимуляция.

Как разговорить аутиста

Чтоб разговорить ребёнка-аутиста, разработаны ряд подходов:

Взрослый привлекает ребенка к своей работе
  • Провоцирование непроизвольного подражания. Занимаясь делом, вызывающим интерес у малыша, привлекайте его помочь. Сопровождайте все действия звуками, словами. Например, набирая текст или выдувая воздушные пузыри, сначала сделайте это сами, делая максимально эмоциональное лицо. Затем предложите малышу, сопровождая процесс звукоподражанием или положительным комментарием: «Какой ты молодец, как здорово получается».
  • Подталкивание к непроизвольным словесным реакциям. Сопровождайте постоянные действия какими-нибудь знакомыми строчками песенки или стихов, замалчивая последнее слово в строчке, чтобы ребёнок произносил его сам.
  • Развивающие дыхательные и артикуляционные занятия для детей, не говорящих в возрасте 4-5 лет. Так как их артикуляционный аппарат не развит, чтобы они заговорили, понадобится дополнительная тренировка.

Научить ребёнка с аутизмом и расстройствами аутического спектра понимать чужую речь, разговаривать – крайне важно. Без вербальных навыков, дальнейшая социализация, развитие интеллекта практически остановятся. [6]

Список использованной литературы:

Скрыть/показать

  • ^ Speak the language of autism. McCravy S, Johnson A, Wetsel MA, Konz L. Nurse Pract. 2010 Apr;35(4):26-33; quiz 34. doi: 10.1097/01.NPR.0000369939.77975.54
  • ^ Autism Speaks Toolkits: Resources for Busy Physicians. Bellando J, Fussell JJ, Lopez M. Clin Pediatr (Phila). 2016 Feb;55(2):171-5. doi: 10.1177/0009922815594587.
  • ^ Russian Journal of Education and Psychology, 2018, Volume 9, Number 3 http://ej.soc-journal.ru
  • ^ Жуков Д.Е. Особенности картины мира детей с аутизмом. Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии. Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003.
  • ^ Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья.1999. № 2. С. 6–22.
  • ^ Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2006.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×