Сенсорная интеграция для детей с аутизмом

Невролог, нейрофизиолог, стаж - 37 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Мир для ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) – это часто хаотичный, непредсказуемый и порой болезненный поток ощущений. [1] Обычный звук дождя за окном может восприниматься как грохот отбойного молотка, прикосновение мягкой ткани – как царапающая наждачная бумага, а запах готовящегося ужина – как удушающая волна. Эта сенсорная буря не просто вызывает дискомфорт – она дезорганизует поведение, мешает обучению, общению и развитию. Основой поддержки для таких ребят становится подход, который не пытается подавлять отдельные проявления, а мягко тренирует мозг распознавать и упорядочивать ощущения, поступающие из тела и извне. Этот метод в дефектологии называется сенсорная интеграция.
Содержание статьи:
Сенсорная интеграция для детей с РАС
Под этим понимают естественный, непрерывный механизм, благодаря которому мозг без усилий обрабатывает поступающие ощущения в любое время суток. Он заключается в организации, обработке и интерпретации информации, которую мы получаем от органов чувств. Мозг словно дирижёр большого оркестра, где каждый музыкант – это сенсорная система, отдельный канал получения данных о мире в сознание.
То есть это та система, которая помогает нам осознавать и интерпретировать мир вокруг, чувствовать удовольствие или опасность от того, что происходит, начиная с одежды и заканчивая красками заката над озером.
Это состояние при аутизме называется дисфункцией сенсорной интеграции и проявляется в двух основных формах:
- Сенсорная гиперчувствительность (избегание). Ребёнок болезненно реагирует на определённые стимулы. Он может зажимать уши от обычных звуков, отказываться носить одежду с определёнными ярлычками или тканями, избегать прикосновений, быть избирательным в еде из-за консистенции или запаха пищи, отказываться выходить на улицу при определённой погоде или избегать игрушек из конкретных материалов.
- Сенсорная гипочувствительность (поиск). Ребёнок, наоборот, испытывает «сенсорный голод». Он может постоянно кружиться, раскачиваться, стремиться к прыжкам с высоты (недостаток вестибулярных ощущений), сильно давить на карандаш при рисовании, стучать предметами, жаться к стенам или другим людям, чтобы получить больше проприоцептивной и тактильной информации. [3] Для таких малышей привычка трогать всё – не просто развлечение или познание мира вокруг себя, а острая необходимость, без которой они чувствуют острый дискомфорт или могут впадать в панику.
Основные принципы терапии сенсорной интеграции
В последние десятилетия дефектологи, неврологи, нейропсихологи много работают совместно для того, чтобы подобрать методики, помогающие малышам с РАС адаптировать к миру вокруг и интегрироваться в общество с комфортом для них.
Работа по методу сенсорной интеграции для детей с аутизмом строится на нескольких фундаментальных принципах, которые отличают её от простого набора упражнений:
- Индивидуальность. Не существует двух одинаковых сенсорных профилей. Каждая программа составляется на основе тщательной диагностики, учитывающей уникальные потребности и трудности конкретного ребёнка, так как аутизм проявляется сотней разных симптомов и особенностей.
- Ориентация на игру. Учитывая маленький возраст пациентов, занятия проходят в игровой, непринуждённой форме. Ребёнок воспринимается как активный участник процесса, а не как пассивный объект для коррекции. Задача дефектолога и нейропсихолога – создать среду, мотивирующую к исследованию и получению нужного сенсорного опыта, при этом не пугающую.
- Сначала основа, затем более сложное. Особое внимание уделяется вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системам, как фундаменту для развития всех высших психических функций. [5] В первой части терапии пациента необходимо примирить именно с ними. Их гармонизация часто ведёт к положительным изменениям в других сферах. На этом фундаменте позже выстраивается работа с остальными сенсорными системами.
- Адекватный вызов. Упражнения должны быть достаточно сложными, чтобы стимулировать развитие, но не настолько, чтобы вызывать стресс или отторжение. Педагог тонко балансирует на этой грани, помогая ребёнку достичь «зоны ближайшего развития» без дискомфорта и регресса, вызванного стрессом от неудачи.
Ключевые методики и практические упражнения для дома
Терапия сенсорной интеграции эффективна под руководством специалиста, но многие элементы можно и нужно интегрировать в повседневную жизнь. В этом и заключается особая ценность подхода: участвовать в развитии ребёнка могут не только специалисты в центре, но и сами родители дома. Когда занятия становятся частью привычной среды, отклик от них заметно усиливается. Упражнения по сенсорной интеграции для аутистов специализированы для каждой конкретной системы.
Тактильная система (осязание)
Занятия проводятся, чтобы снизить защитную реакцию к телесным касаниям или, наоборот, дать достаточный объём тактильных ощущений «искателям», чтобы малыш не испытывал тактильный голод и стресс из-за этого.
- «Волшебные коробочки». Возьмите несколько непрозрачных контейнеров и наполните их разными по ощущению материалами: крупами, фасолью, кинетическим песком, ватными или гидрогелевыми шариками, пуговицами и другими безопасными мелкими предметами, знакомыми малышу. Можно предлагать опускать руки внутрь, определять наполнители на ощупь, перебирать их, находить спрятанные фигурки. Такое занятие обычно вызывает интерес и при подходящем наполнителе помогает ребёнку расслабиться.
- Рисование на мелком рассыпчатом материале. Насыпьте тонкий слой манки или другой мелкозернистой крупы на плоскую поверхность. На таком «полотне» удобно оставлять следы пальцами, ладонью или боковой частью кисти. Помимо разнообразных тактильных ощущений, это постепенно развивает руку и подготавливает её к более точным движениям в будущем.
- Игры с мягкими материалами (тесто или пластилин). Лепка – прекрасный способ получить интенсивные тактильные и проприоцептивные ощущения. Предлагайте не только лепить фигурки, но и просто мять, отрывать кусочки, вдавливать в тесто зёрнышки, макароны, раскатывать скалкой.
- Глубокое давление. Для детей с тактильной защитой успокаивающим эффектом обладают упражнения с глубоким, равномерным давлением на них. Это может быть заворачивание в тяжёлое одеяло, использование утяжелённых жилетов или пледов, крепкие, но недолгие объятия. Важным условием является добровольное и полное согласие на конкретный тип воздействия самого ребёнка и наблюдение за происходящим взрослого, чтобы не нанести травму.
Вестибулярная система (равновесие и движение)
Вестибулярный аппарат у маленьких детей формируется по мере взросления и в некоторых случаях достаточно слабый, из-за этого возникает неуклюжесть, проблема с укачиванием до тошноты в разных видах транспорта, страх перед определёнными видами игр и игрушек. У детей с РАС такие проблемы часто обострены, поэтому основной целью занятий становится необходимость помочь мозгу улучшить ощущение собственного тела, устойчивость, ориентацию в пространстве и согласованность движений.
- Качели, гамак, кресло-качалка. Плавное, ритмичное раскачивание – одно из самых мощных упражнений для вестибулярной системы. Оно может как успокоить перевозбуждённого ребёнка, так и взбодрить слишком медлительного. Меняйте ритм, амплитуду и положение тела (сидя, лёжа на животе, на спине) в зависимости от эффекта, который нужно достичь, и личных предпочтений ребёнка.
- «Перекатывания». Предложите ребёнку перекатиться, как колобок, по мягкому ковру. Можно устроить соревнование, кто аккуратнее перекатится от одной стены до другой.
- Упражнения на балансире. Простая доска-качалка или балансировочный диск – отличный тренажёр. Стояние, раскачивание, сидение на них даёт мозгу богатую информацию о смене положения тела.
- Подражание животным. Ходьба на четвереньках, как медвежонок, прыжки, как зайчик, ползание, как гусеница, ходьба «боком, как краб» – все эти упражнения по-разному нагружают вестибулярный аппарат.
Проприоцептивная система (ощущение тела)
Упражнения, разработанные специально для этой части сенсорного восприятия, направлены на улучшение осознания границ собственного тела, способности управлять силой и амплитудой движений.
- «Тяни-толкай». Любая деятельность, связанная с напряжением мышц. Толкание тяжёлой коробки с игрушками, перетягивание каната, ношение сумок с книгами, подвижные игры в подушки.
- «Ковёр-самолёт». Ребёнок садится или ложится на небольшое одеяло, а взрослый, держась за два конца, медленно и плавно катает его по комнате. Это даёт и проприоцептивную нагрузку, и вестибулярный опыт.
- «Блинчик». Игра, которую обожают многие дети. Ребёнок ложится на мягкую поверхность (матрас, ковёр), а вы сверху, с разной степенью интенсивности, «намазываете» его воображаемые ингредиенты, слегка надавливая ладонями на спинку, ножки, ручки. Затем можно сверху положить подушку («сыр») и слегка прижать – получится «блинчик» с начинкой.
- Прыжки. Прыжки на батуте (со страховкой!), через скакалку, запрыгивание и спрыгивание с бордюров и любых других объектов, просто на месте – отличный способ получить мощную проприоцептивную стимуляцию.
Слуховая система
У детей с аутизмом обычно восприятие звукового фона слишком болезненное, чувствительное ко всем звукам вообще или к конкретным триггерам. Поэтому на занятиях такие специалисты, как неврологи или дефектологи, стараются мягко помочь мозгу привыкнуть к различным типам звуков, отличать значимое от второстепенного и постепенно справляться с тем, что раньше воспринималось как перегрузка. Поэтому цель дефектологов и неврологов в данном случае — снизить чувствительность к звукам или научиться их фильтровать.
- «Угадай, что звучит?». Запишите на телефон или подберите в интернете несколько привычных звуков — например, как льётся вода, открывается дверь, звенит металлический предмет о стекло или шелестит пакет. Включайте запись негромко, в удобном для ребёнка темпе, и предложите ему догадаться, что могло издать такой звук. Такой формат игры обычно вызывает интерес и помогает постепенно привыкать к разным шумам.
- Музыкальные паузы. Музыку можно превратить в маленький ориентир для настроения и активности. Если включить что-то энергичное с чётким ритмом, отлично подойдут подвижные игры или танцевальные движения. А спокойные мелодии — классические или инструментальные — создают атмосферу, в которой удобно рисовать, лепить или просто сосредоточиться на тихой деятельности. Важно лишь не держать музыку включённой постоянно: коротких, продуманных включений вполне достаточно, чтобы они работали на пользу.
- Использование берушей или наушников. Если ребёнку предстоит поход в шумное место, не запрещайте ему беруши, а предложите их как помощника. Это даст ему чувство контроля над средой.
Зрительная система
У многих ребят с особенностями развития зрительные впечатления либо «слишком яркие», либо, наоборот, ускользают. Стоит появиться лишней детали — внимание рассыпается, удержать взгляд на одном объекте становится непросто. Из-за этого они быстрее устают от визуальной среды и нуждаются в более щадящей подаче информации. Поэтому занятия по сенсорной интеграции для аутистов нацелены на то, чтобы снизить зрительную перегрузку и научить фокусироваться.
- Сенсорные бутылки. Возьмите прозрачную ёмкость и наполните её лёгкими декоративными элементами — блёстками, бусинками, пайетками. Добавьте воду с небольшим количеством прозрачного клея или глицерина, чтобы движение внутри стало плавным. Когда ребёнок переворачивает такую бутылочку, частицы медленно опускаются. Наблюдать за этим процессом обычно приятно и успокаивающе, а взгляд невольно задерживается на движении, что помогает собраться и чуть лучше удерживать внимание.
- Игры со светом и тенью. Использование проектора, фонарика для создания теневых фигур на стене. Можно рисовать флуоресцентными маркерами на доске в затемнённой комнате.
- Организация пространства. Создайте дома зоны с минимальным количеством зрительных стимулов – «уголок уединения», где нет ярких плакатов, мигающих гирлянд и разбросанных игрушек или элементов декора и мебели с яркими цветовыми акцентами.
Советы для родителей
Кроме групповых и индивидуальных занятий для результативности применения методик сенсорной интеграции необходимо регулярно заниматься с малышом дома самостоятельно.
Родители должны соблюдать несколько правил:
- Никакого насилия. Если ребёнок сопротивляется какому-либо упражнению, не настаивайте. Отложите и попробуйте другой подход или другое упражнение.
- Наблюдайте. Самая надёжная подсказка — поведение вашего малыша. Отмечайте, что помогает ему расслабиться, а что, наоборот, делает его беспокойным. Какие игры вызывают улыбку, а какие — напряжение. В каком ритме он чувствует себя увереннее. Вы лучше всех знаете своего ребёнка, и именно ваши наблюдения помогают выстроить занятия так, чтобы они действительно приносили пользу.
- Консультация со специалистом обязательна. Опытный эрготерапевт, дефектолог, невролог или нейропсихолог сможет провести точную диагностику и подобрать программу, где упражнения будут сочетаться с другими инструментами АФК. Такой подход делает занятия более направленными и результативными.
Сенсорная интеграция – это долгий, но результативный путь. Это не исправление особенностей восприятия ребёнка, а методики, помогающие ему выстроить собственный мост между внутренним миром и внешним, безопасно и без стресса. Постепенная, спокойная практика помогает выровнять эмоциональное состояние и создаёт ощущение опоры. Со временем ребёнок лучше улавливает сигналы собственного тела, становится увереннее в движениях и реакциях. На этой почве постепенно появляется интерес к людям, взаимодействию, новым занятиям — и мир вокруг уже не кажется таким хаотичным, а приносит всё больше тёплых и понятных переживаний.
Популярные вопросы:
Начинать такую работу можно уже в самом раннем возрасте, как только становятся заметны сильные реакции на окружающие раздражители — будь то звук, прикосновение, смена положения тела или яркий свет. Чем раньше начата работа с базовыми сенсорными системами, тем мягче и естественнее выстраивается дальнейшее развитие навыков.
Список использованной литературы:
- ^ Patil O. и соавт. “Sensory Processing Differences in Individuals With Autism Spectrum Disorder: A Narrative Review of Underlying Mechanisms and Sensory-Based Interventions.” Cureus (2023). 2023.
- ^ Zhang Y. и соавт. “Abnormal Functional Connectivity of the Primary Sensory Network in Autism Spectrum Disorder: Sex Differences, Early Overdevelopment, and Clinical Significance.” Brain and Behavior 15(3):e70363 (2025). 2025.
- ^ Sivapalan S. и соавт. “Sensory Issues and Their Impact Among Autistic Children: A Cross-Sectional Study in Northern Sri Lanka.” Cureus (2024). 2024.
- ^ Jaicks C. C. D. и соавт. “Evaluating the Benefits of Occupational Therapy in Children With Autism Spectrum Disorder Using the Autism Behavior Checklist.” Cureus (2024). 2024.
- ^ Yamanishi Y. и соавт. “Examining the Effectiveness of Ayres Sensory Integration® Intervention for Children With Developmental Coordination Disorder in Improving Motor Coordination and Daily Activity Function: A Randomized Controlled Trial.” Cureus 17(1):e76971 (2025). 2025.












