Симптомы гиперактивности у ребёнка
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Синдром гиперактивности у детей – это патология, связанная с нарушениями в работе головного мозга. Первые признаки гиперактивности у ребёнка могут начать проявляться до года, но чаще всего предположить диагноз возможно к 3-5 годам. Особенно ярко синдром проявляется к периоду поступления в школу.
Необходимость постоянно двигаться, неспособность надолго сосредоточиться, склонность к резким реакциям сильно мешают детям в учёбе и выстраивании отношений со сверстниками, при этом малыш просто не способен вести себя по-другому.
Для того, чтобы назначить правильное, действенное лечение детям с гиперактивностью и дефицитом внимания, необходимо точно определить причины возникновения патологии. Врачи условно разделяют проблемы, приводящие к неправильному развитию мозга, на две категории.
Причины гиперактивности, касающиеся плода в период беременности:
- Асфиксия плода при рождении или гипоксия в период вынашивания.
- Инфекционные болезни, которыми переболела мать в период беременности.
- Употребление алкоголя, наркотиков, курение в период формирования нервной системы плода.
- Интоксикация солями тяжёлых металлов.
- Тяжёлые роды, при которых у ребёнка повреждён позвоночник, голова.
- Тонус маточных мышц.
- Приём лекарственных препаратов, несовместимых с беременностью.
Причины гиперактивности, влияющие на ребёнка в первые месяцы жизни:
- Инфекционные заболевания.
- Длительные эпизоды температуры выше 39 градусов.
- Применение медикаментов с нейротоксичным воздействием.
- Порок сердца.
- Бронхиальная астма.
- Отравление.
Симптомы
Признаки гиперактивности у ребёнка до года могут проявиться уже в первые месяцы жизни, но долго восприниматься просто как черты характера активного малыша. Однако стоит обратить внимание на некоторую неправильность поведения. Если у ребёнка проявляются несколько признаков из списка, посещение врача для диагностики становится необходимым.
Чтобы поставить диагноз и доказать, что ребёнок гиперактивный, должны проявиться симптомы:
- Присутствуют бесцельные беспокойные движения. Малыш крутится, вертится, не может усидеть на месте, дёргает руками или ногами.
- Постоянно делает ошибки из-за невнимательности.
- Очень активен, всегда в движении. Бегает, прыгает, залезает везде, при этом просьбы успокоиться или запреты куда-либо залезать не воспринимаются.
- Беспокойный, прерывистый сон. Постоянные пробуждения, движения, смена позы, звуки.
- Не способен сосредоточиться на спокойной игре. Постоянно отвлекается, издаёт дополнительные громкие звуки, переключается на другие занятия. [2]
- Не способен ждать. При необходимости подождать, постоять в очереди, чтобы исполнить его просьбу, начинает нервничать, устраивает истерики.
- Не может на равных взаимодействовать со сверстниками. Вклинивается в чужие разговоры и игры.
- Существуют только его желания и потребности, не распознаёт чужие просьбы, потребности. Эмпатия отсутствует.
- Речь быстрая, но неправильная, простая, с ошибками произношения.
- Сложности с выстраиванием диалога. Не может дослушать собеседника, запомнить, что говорили, перебивает.
- Не контролирует эмоции. Легко переходит от радости к гневу, истерике. Эмоционально реагирует на любые незначительные изменения. Мимика выраженная, кажется, что гримасничает.
Как отличить активность от гиперактивности?
Достаточно часто с первого взгляда сложно определить, действительно ли у ребёнка проявилась патология или он просто очень активный малыш с вполне здоровым и правильно работающим мозгом.
Здоровый активный малыш будет отличаться от ребёнка с синдромом детской гиперактивности по поведению. Для шустрых здоровых детей характерно:
- Нет постоянной агрессии. Малыш может дать сдачи или резко ответить при ссоре, конфликте, но сам их не провоцирует, не нападает без причины.
- При постоянной активности и любви к подвижным играм способен долго заниматься одним делом на месте: рисовать, собирать пазл, играть с конструктором.
- Говорит быстро и много, иногда перебивает взрослых. С возрастом речь развивается, усложняется, пополняется словарный запас.
- Выслушивает ответы на заданные им вопросы.
- Не везде чрезмерно активен. Дома или в гостях, садике может проводить время спокойно.
- Нарушения сна и пищеварения с рождения легко объясняются внешними причинами, заболеваниями. Случаются не часто.
Диагностика и лечение
Обратиться к неврологу за консультацией стоит сразу же, как вы заметили чрезмерную активность в поведении ребёнка. Первые симптомы гиперактивности могут проявляться в первые месяцы после рождения или неожиданно появиться у детей в 4 года, это зависит от причин, вызвавших патологию, и влияет на лечение.
Диагностика проходит в несколько этапов:
- Первый приём. Врач собирает анамнез, узнаёт, как протекала беременность и первые недели жизни, какие особенности поведения вызывают опасения у родителей. Проводится неврологический осмотр и предварительное тестирование.
- Нейропсихологическое тестирование. Исследование покажет, действительно ли есть отклонения от нормы и не являются ли они чертами характера малыша.
- Аппаратное обследование необходимо, чтобы убрать вероятность болезней с схожей симптоматикой и подтвердить особенность строения мозга и работы нервной системы. Проводится ЭЭГ-мониторинг, вызванные потенциалы, УЗДГ и при необходимости МРТ.
Затем назначается комплексное лечение, в которое могут входить:
- Транскраниальная магнитная терапия (ТМС) помогает успокоить отдельные участки мозга, снизить гиперактивность.
- БОС — биологические обратные связи.
- ЛФК, кинезотерапия. Специальный комплекс упражнений подберёт лечащий врач, а правильно выполнять их научит инструктор.
- Курс специализированного массажа, рефлексотерапии.
- Различное физиолечение.
- Коррекционно-педагогические занятия со специалистом один на один и в группах.
- Перестройка распорядка дня и жизни ребёнка.
Залогом успеха терапии является комплексность. Именно сочетание различных методов лечения даёт быстрый и устойчивый результат, помогает ребёнку справляться с проблемой.
Прогноз развития гиперактивности
Первые симптомы и признаки гиперактивности ребёнка могут проявиться в 3,4,5 лет, но если коррекция и лечение не будут начаты к 6-7 годам, то последствия значительно испортят школьную и взрослую жизнь. [4]
Без коррекции и лечения к подростковому периоду симптоматика значительно усилится, что приведёт к проблемам в освоении навыков, профессии. Часто у ребят с гиперактивностью в подростковый период развивается депрессия из-за осознания разницы между собой и сверстниками, увеличивается риск социальной дизадаптации.
Советы психологов родителям
В первую очередь родители ребёнка с синдромом должны разобраться, что такое гиперактивность, и научиться жить и выстраивать комфортные условия для ребёнка с синдромом.
Огромную роль в успешной коррекции патологии играет помощь близких людей. Психологи советуют для ребёнка с гиперактивностью:
- Строгий распорядок дня. Ежедневный порядок действий расписывается буквально по минутам и не меняется.
- Правильно подобранная диета. В рационе должен быть белок и сложные углеводы, а вот сладкого и возбуждающих продуктов стоит избегать как можно дольше.
- Обстановка дома должна быть спокойной, без триггерных раздражителей, провоцирующих приступы истерик.
- Активная спортивная жизнь. Ребёнок должен регулярно посещать занятия, но которых сможет выплеснуть энергию с пользой и почувствовать собственный успех.
- Не ограничивайте возможность передвижения, просто уберите опасные элементы. В раннем детстве активность позволит мозгу быстрее развиваться.
- Не ругайте ребёнка за проявление симптомов болезни. Не наказывайте невозможностью двигаться или необходимостью выполнять работу, требующую сосредоточенности и усидчивости.
Список использованной литературы:
- ^ Purper-Ouakil D, Ramoz N, Lepagnol-Bestel AM, Gorwood P, Simonneau M. “Neurobiology of attention deficit/hyperactivity disorder.” Pediatr Res. 2011 May;69(5 Pt 2):69R-76R. doi: 10.1203/PDR.0b013e318212b40f. PMID: 21289544.
- ^ Liu L, Wang Y, Chen W, Gao Y, Li H, Wang Y, Chan RCK, Qian Q. “Network analysis of 18 attention-deficit/hyperactivity disorder symptoms suggests the importance of «Distracted» and «Fidget» as central symptoms: Invariance across age, gender, and subtype presentations.” Front Psychiatry. 2022 Oct 21;13:974283. doi: 10.3389/fpsyt.2022.974283. PMID: 36339870; PMCID: PMC9633674.
- ^ Wolraich ML, Hagan JF Jr, Allan C, Chan E, Davison D, Earls M, Evans SW, Flinn SK, Froehlich T, Frost J, Holbrook JR, Lehmann CU, Lessin HR, Okechukwu K, Pierce KL, Winner JD, Zurhellen W; SUBCOMMITTEE ON CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH ATTENTION-DEFICIT/HYPERACTIVE DISORDER. “Clinical Practice Guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents.” Pediatrics. 2019 Oct;144(4):e20192528. doi: 10.1542/peds.2019-2528. Erratum in: Pediatrics. 2020 Mar;145(3): PMID: 31570648; PMCID: PMC7067282.
- ^ Wilens TE, Isenberg BM, Kaminski TA, Lyons RM, Quintero J. “Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and Transitional Aged Youth.” Curr Psychiatry Rep. 2018 Sep 17;20(11):100. doi: 10.1007/s11920-018-0968-x. PMID: 30221318.