Речь детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Задержка психического развития у детей проявляется в различных видах нарушения работы центральной нервной системы, замедлении развития основных навыков, в том числе речи. [1] Немаловажную роль в развитии этих навыков играет эмоциональная сфера детей с ЗПР, так как эмоциональные нарушения могут замедлить или даже затруднить формирование речи и других когнитивных способностей.
При этом формирование речи у детей с ЗПР происходит по-разному. Для каждого из малышей характерны особые проблемы, кто-то имеет очень бедный словарь, кто-то неспособен говорить предложениями, а кто-то не может правильно подбирать формы слов, путая окончания. В некоторых случаях у детей с ЗПР происходит тяжёлая задержка развития речи с отсутствием даже понимания услышанного.
У детей с ЗПР проявляются речевые нарушения в качестве основной особенности, при которой страдает в дальнейшем мышление, обучаемость.
При наличии даже небольших дефектов при начале обучения, велика вероятность, что проблема будет усугубляться. Ребёнок просто не сможет осваивать в полной мере программу, связно говорить, понимать тексты, выучивать необходимый материал. Из-за этого будет формироваться заметное отставание в интеллектуальном уровне от сверстников. Ребёнок не сможет освоить письмо, некоторые виды мышления.
Артикулярный аппарат
У многих детей с ЗПР присутствуют проблемы с произнесением отдельных звуков и правильной артикуляцией из-за особенностей строения речевого аппарата.
Наиболее часто встречаются дефекты:
- Укороченная уздечка.
- Неправильное расположение зубного ряда.
- Неправильный прикус.
- Толстый язык.
- Аномалии в строении нёба.
Звукопроизношение
Второй по частоте является проблема неправильного произношения звуков. Особенно ярко она проявляется, когда происходит созревание речевого аппарата для произношения сложных согласных звуков: сонорных, шипящих, свистящих.
Речь детей с ЗПР характеризуется несколькими типами нарушений:
- Пропуск звука. В большинстве случаев при произнесении пропускаются сонорные, так как их артикуляция сложная и требует дополнительного сосредоточения.
- Замена парных и непарных согласных звуков по принципу сложное/простое.
- Искажённое произношение групп звуков. Часто встречается межзубная артикуляция свистящих.
- Смешение нескольких звуков.
Лексика
Слабее всего у ребят с ЗПР развивается словарный запас. Из-за отсутствия интереса к окружающему миру и отстающего интеллектуального развития они позже осваивают осознанное произношение слов, имеют малый запас и разнообразие, не понимают значения.
Типичные проблемы:
- Бедный словарный запас.
- Неправильное употребление.
- Преобладание пассивной лексики над активной.
- Быстрый выход слов из активного запаса без употребления.
Близкие понятия смешиваются и заменяют друг друга. Концепция обобщённого понятия сложна для понимания, поэтому слова такого типа заменяются родовыми или видовыми.
Проще даются существительные. Словарь глаголов редко включает в себя слова, обозначающие чувства и эмоции, то есть действия, которые нельзя наблюдать. При определении в предложении действия ребёнок будет путать глагол и существительное.
Хуже развит словарь определений. Охарактеризовать качества предмета или человека детям с ЗПР сложно, особенно когда речь идёт об определениях, не имеющих физического выражения (добрый, умный).
Развитие речи у детей с ЗПР
При выявлении особенностей развития и постановке диагноза «Задержка психического развития» в 2 – 5 лет у родителей есть право зачисления ребёнка в специализированное учебное заведение или группу в детском саду с коррекционной направленностью. [3] В таком случае малыш получит необходимые занятия по развитию речи у дошкольников с ЗПР, и к поступлению в школу сможет корректировать отставание от сверстников. Но стоит понимать, что без активного ежедневного участия родителей результат будет хуже.
В младшей школе делается особенный упор при изучении любых предметов на активное использование устной и письменной речи, владение и понимание, поэтому при отставании будет особенно тяжело осваивать знания и выполнять базовые задания. Крайне важно ещё до школы пройти обследование и, при выявлении у ребёнка ЗПР, получить характеристику речи, чтобы подобрать правильные коррекционные занятия.
Направления коррекционной работы
Формирование полноценной развитой устной речи у детей с задержкой психического развития – тяжёлый и ежедневный труд. Для того чтобы ребёнок понимал чужую речь и мог связно выражать собственные мысли и чувства, придётся потрудиться и родителям, и педагогам. Для достижения результата крайне важен комплексный подход, включающий в себя сочетание нескольких методов работы. [4]
Важнейшие элементы логопедической работы, которые необходимы для речевого развития:
- Работа с новыми словами. Крайне важно постоянно расширять активный словарный запас. Ребёнку даётся новое слово, объясняется его значение, затем несколько раз повторяется в различном контексте. Затем малыш должен сам придумать ситуацию, когда слово пригодится.
- Постановка правильно артикуляции. Большинство детей с диагнозом имеют проблемы с правильным произнесением звуков, поэтому работа с логопедом и помощь родителей необходима, чтобы выстроить правильную артикуляцию и научить произносить звуки.
- Умение понимать значение слова. Из-за особенностей развития ребятам тяжело понимать отрешённое значение терминов, особенно когда речь идёт о прилагательных. Важно подробно несколько раз объяснять значение не выраженного в физическом мире слова, поясняя на примерах. Особенную проблему составляют многозначные и имеющие переносное значение слова.
- Обучение грамматике. Важно проследить, чтобы ребёнок правильно использовал роды, падежи и склонения слов, мог образовать производное прилагательное от существительного или использовать различные суффиксы с учётом их значения.
- Расширение словарного запаса с учётом потребностей ребёнка. Важно в качестве новых давать слова, описывающие чувства, эмоции, состояния ребёнка, литературных героев. Это поможет в будущем малышу рассказать, что с ним происходит, найти обозначение новому испытанному чувству.
- Умение объяснить другому – важный навык. Ребёнок должен научиться сам объяснять окружающим, что значит то или иное использованное слово. Это не только подтолкнёт его к разговору предложениями и умению подбирать синонимы, но и заставит больше размышлять, строить логические цепочки, сопоставлять информацию.
- Усложнение речи. Важно прорабатывать постепенное усложнение проговариваемых ребёнком предложений. Увеличивать количество слов, к школе вводить осложняющие конструкции. Тогда у малыша реже возникать проблемы с пониманием чужой письменной или устной речи, а мышление будет развиваться активнее.
Список использованной литературы:
- ^ Подьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / под ред. О.С. Ушаковой. М., 1994. С. 119-126.
- ^ Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей: метод. пособие для педагогов, психологов и врачей / под ред. М.Н. Фиш-ман. М.: Экзамен, 2006. 157 с.
- ^ Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др., Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014. — 386 с.
- ^ Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002. 64 с.