г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Речь детей с ЗПР

Задержка психического развития у детей проявляется в различных видах нарушения работы центральной нервной системы, замедлении развития основных навыков, в том числе речи. [1] Немаловажную роль в развитии этих навыков играет эмоциональная сфера детей с ЗПР, так как эмоциональные нарушения могут замедлить или даже затруднить формирование речи и других когнитивных способностей.

При этом формирование речи у детей с ЗПР происходит по-разному. Для каждого из малышей характерны особые проблемы, кто-то имеет очень бедный словарь, кто-то неспособен говорить предложениями, а кто-то не может правильно подбирать формы слов, путая окончания. В некоторых случаях у детей с ЗПР происходит тяжёлая задержка развития речи с отсутствием даже понимания услышанного.

Задержка психического развития – патология, которую почти всегда возможно исправить. При правильно подобранном комплексном лечении, совместной работе неврологов, психологов, логопедов, дефектологов и родителей возможно полностью устранить проявления ЗПР и снять диагноз.

У детей с ЗПР проявляются речевые нарушения в качестве основной особенности, при которой страдает в дальнейшем мышление, обучаемость.

При наличии даже небольших дефектов при начале обучения, велика вероятность, что проблема будет усугубляться. Ребёнок просто не сможет осваивать в полной мере программу, связно говорить, понимать тексты, выучивать необходимый материал. Из-за этого будет формироваться заметное отставание в интеллектуальном уровне от сверстников. Ребёнок не сможет освоить письмо, некоторые виды мышления.

Нарушения речи у детей с ЗПР

При выявлении особенностей речевой деятельности детей с ЗПР необходимо срочно обратиться к логопеду и дефектологу, чтобы начать лечение задержки речевого развития как можно раньше.

Артикулярный аппарат

У многих детей с ЗПР присутствуют проблемы с произнесением отдельных звуков и правильной артикуляцией из-за особенностей строения речевого аппарата.

Наиболее часто встречаются дефекты:

  • Укороченная уздечка. 
  • Неправильное расположение зубного ряда. 
  • Неправильный прикус. 
  • Толстый язык. 
  • Аномалии в строении нёба. 

Одна из основных проблем – слабая речевая моторика. Дети не понимают, как надо правильно двигаться для произношения звуков. На занятиях они могут повторить движения, но в речи полученный навык использовать забывают. [2]

Звукопроизношение

Второй по частоте является проблема неправильного произношения звуков. Особенно ярко она проявляется, когда происходит созревание речевого аппарата для произношения сложных согласных звуков: сонорных, шипящих, свистящих.

Звукопроизношение у детей с ЗПР

Речь детей с ЗПР характеризуется несколькими типами нарушений:

  • Пропуск звука. В большинстве случаев при произнесении пропускаются сонорные, так как их артикуляция сложная и требует дополнительного сосредоточения. 
  • Замена парных и непарных согласных звуков по принципу сложное/простое. 
  • Искажённое произношение групп звуков. Часто встречается межзубная артикуляция свистящих. 
  • Смешение нескольких звуков. 

Из-за собственных проблем с произношением многие дети с ЗПР испытывают трудности с пониманием чужой речи. Ребята не воспринимают повторяющиеся слоги, не слышат второй согласный из стоящих рядом, не могут воспроизвести услышанное. Это тоже значительно замедляет развитие речи и интеллекта.

Лексика

Слабее всего у ребят с ЗПР развивается словарный запас. Из-за отсутствия интереса к окружающему миру и отстающего интеллектуального развития они позже осваивают осознанное произношение слов, имеют малый запас и разнообразие, не понимают значения. 

Типичные проблемы:

  • Бедный словарный запас. 
  • Неправильное употребление. 
  • Преобладание пассивной лексики над активной. 
  • Быстрый выход слов из активного запаса без употребления. 

Из-за маленького словарного запаса и неразвитости мышления ребёнок просто не может понять значение новых слов, а потому отказывается использовать или вставляет не к месту.

Близкие понятия смешиваются и заменяют друг друга. Концепция обобщённого понятия сложна для понимания, поэтому слова такого типа заменяются родовыми или видовыми.

Проще даются существительные. Словарь глаголов редко включает в себя слова, обозначающие чувства и эмоции, то есть действия, которые нельзя наблюдать. При определении в предложении действия ребёнок будет путать глагол и существительное.

Лексика у детей с ЗПР

Хуже развит словарь определений. Охарактеризовать качества предмета или человека детям с ЗПР сложно, особенно когда речь идёт об определениях, не имеющих физического выражения (добрый, умный).

При этом слова, обозначающие конкретные признаки – цвета, размеры – проблем практически не возникает, а отвлечённые понятия или не запоминаются, или используются неверно.

Развитие речи у детей с ЗПР

При выявлении особенностей развития и постановке диагноза «Задержка психического развития» в 2 – 5 лет у родителей есть право зачисления ребёнка в специализированное учебное заведение или группу в детском саду с коррекционной направленностью. [3] В таком случае малыш получит необходимые занятия по развитию речи у дошкольников с ЗПР, и к поступлению в школу сможет корректировать отставание от сверстников. Но стоит понимать, что без активного ежедневного участия родителей результат будет хуже.

Начинать специализированные занятия с логопедом необходимо сразу же, как выявляется нарушение речи у детей с ЗПР. Без коррекционной работы отставание с годами будет усиливаться, значительно осложняя ребёнку адаптацию в детском коллективе, возможности коммуникации и обучения. Без развитой речи уже в первых классах ребёнка ждут неудачи в освоении большинства предметов.

В младшей школе делается особенный упор при изучении любых предметов на активное использование устной и письменной речи, владение и понимание, поэтому при отставании будет особенно тяжело осваивать знания и выполнять базовые задания. Крайне важно ещё до школы пройти обследование и, при выявлении у ребёнка ЗПР, получить характеристику речи, чтобы подобрать правильные коррекционные занятия.

Развитие речи у детей с ЗПР
Занятия с логопедом для детей с ЗПР

Направления коррекционной работы

Формирование полноценной развитой устной речи у детей с задержкой психического развития – тяжёлый и ежедневный труд. Для того чтобы ребёнок понимал чужую речь и мог связно выражать собственные мысли и чувства, придётся потрудиться и родителям, и педагогам. Для достижения результата крайне важен комплексный подход, включающий в себя сочетание нескольких методов работы.  [4]

Важнейшие элементы логопедической работы, которые необходимы для речевого развития:

  • Работа с новыми словами. Крайне важно постоянно расширять активный словарный запас. Ребёнку даётся новое слово, объясняется его значение, затем несколько раз повторяется в различном контексте. Затем малыш должен сам придумать ситуацию, когда слово пригодится. 
  • Постановка правильно артикуляции. Большинство детей с диагнозом имеют проблемы с правильным произнесением звуков, поэтому работа с логопедом и помощь родителей необходима, чтобы выстроить правильную артикуляцию и научить произносить звуки. 
Направления коррекционной работы с речью у детей с ЗПР
  • Умение понимать значение слова. Из-за особенностей развития ребятам тяжело понимать отрешённое значение терминов, особенно когда речь идёт о прилагательных. Важно подробно несколько раз объяснять значение не выраженного в физическом мире слова, поясняя на примерах. Особенную проблему составляют многозначные и имеющие переносное значение слова. 
  • Обучение грамматике. Важно проследить, чтобы ребёнок правильно использовал роды, падежи и склонения слов, мог образовать производное прилагательное от существительного или использовать различные суффиксы с учётом их значения. 
  • Расширение словарного запаса с учётом потребностей ребёнка. Важно в качестве новых давать слова, описывающие чувства, эмоции, состояния ребёнка, литературных героев. Это поможет в будущем малышу рассказать, что с ним происходит, найти обозначение новому испытанному чувству. 
  • Умение объяснить другому – важный навык. Ребёнок должен научиться сам объяснять окружающим, что значит то или иное использованное слово. Это не только подтолкнёт его к разговору предложениями и умению подбирать синонимы, но и заставит больше размышлять, строить логические цепочки, сопоставлять информацию. 
  • Усложнение речи. Важно прорабатывать постепенное усложнение проговариваемых ребёнком предложений. Увеличивать количество слов, к школе вводить осложняющие конструкции. Тогда у малыша реже возникать проблемы с пониманием чужой письменной или устной речи, а мышление будет развиваться активнее. 

Чем активнее проводится развитие связной речи у детей с ЗПР, тем быстрее и успешнее будут устранены и другие проблемы, так как в возрасте 2-7 лет от навыков и умения говорить и понимать окружающих напрямую зависит скорость развития интеллекта. Лечебная и коррекционная работа должна проводиться не только неврологами, специалистами на занятиях, но и родителями при ежедневном общении, а для этого им необходимо изучить особенности развития речи у детей с ЗПР.

Список использованной литературы:

Показать/скрыть

  1. ^ Подьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / под ред. О.С. Ушаковой. М., 1994. С. 119-126.
  2. ^ Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей: метод. пособие для педагогов, психологов и врачей / под ред. М.Н. Фиш-ман. М.: Экзамен, 2006. 157 с.
  3. ^ Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др., Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014. — 386 с.
  4. ^ Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002. 64 с.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×