г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

ЗПР соматогенного происхождения

ЗПР соматогенного типа – это приобретённый вариант задержки психического развития детей. Патология формируется после рождения из-за негативного влияния окружающих ребёнка факторов. Часто формируется у детей с педагогической запущенностью или слабым физическим здоровьем.

Отличительная черта соматогенной формы ЗПР – постепенно усиливающаяся деградация личности ребёнка. Здоровый от рождения и начавший приобретать навыки и умения ребёнок с возрастом теряет их, всё сильнее отставая в развитии от своих сверстников. [1]

Так как патология имеет приобретённое происхождение, зависящее от психологического состояния личности, то она проще других вариантов поддаётся коррекции и лечению. Главным условием для выздоровления является совместная работа неврологов, психологов, логопедов, дефектологов и неврологов.

ЗПР соматогенного генеза возникает уже после рождения из-за негативного влияния внешних факторов в младенчестве или раннем детстве.

Наиболее распространёнными факторами, способными спровоцировать возникновение патологии, являются:

  • Болезни, поражающие дыхательную систему. 
  • Регулярные инфекционные заболевания. 
  • Туберкулёз.
  • Сильные аллергии. 
  • Длительные заболевания желудочно-кишечного тракта. 
  • Ревматизм. 
  • Пороки сердца. 
  • Заболевания почек. 
Этиология ЗПР соматогенного происхождения

Ребёнок рождается здоровым, развивается по возрасту. Но регулярные болезни, ослабленное состояние приводит к постепенному формированию отставания, которое становится особенно заметным к 5-6 годам, когда начинается осознанное обучение.

Симптомы

Одна из основных характеристик ЗПР соматогенного происхождения – это постепенное усиление отставания в развитии и регресс уже приобретённых знаний и навыков. Этот тип патологии особенно интересен для врачей и учёных, так как его развитие вызывает даже не изначально болезненное состояние ребёнка, а неправильная реакция на него окружения. Родители, переживая за ребёнка, заботясь о нём в период болезни, максимально облегчают жизнь, практически полностью исключают обучение и закрепление приобретённых навыков. И на фоне бездействия начинается значительный регресс.

Особенности, присущие детям с ЗПР соматогенного происхождения:

Симптомы ЗПР соматогенного происхождения
  • Не выдерживают длительных по возрасту занятий, необходима постоянная смена деятельности. 
  • Слабое физическое здоровье с первых месяцев жизни. 
  • В 7-8 лет игровые виды деятельности продолжают преобладать над познавательными. 
  • Низкая успеваемость при достаточно высоких определённых интеллектуальных способностях. 
  • Быстро устаёт от любого вида деятельности. 
  • Слабая память, особенно в период утомлённости. 
  • Рассеянность. 
  • Сниженная концентрация внимания.
  • Эмоциональная нестабильность. Капризность и плаксивость на фоне низкой самооценки. Иногда присутствует возбудимость, раздражительность, приступы агрессии. 
  • Невропатические реакции, появившиеся из-за чрезмерного навязывания роли «больного». Проявляются в проблемах со сном, аппетитом, постоянными страхами. 

В появлении симптомов полностью виноваты взрослые, окружающие малыша. Изначально слабость и истощение из-за болезней не замедляют психологического развития. Но попытки сделать жизнь ребёнка чрезмерно комфортной, окружить его гиперопекой приводит к постепенной деградации уже имеющихся навыков и отказу от приобретения новых. [2]

Желая максимально обезопасить жизнь болезненного ребёнка, взрослые лишают его необходимого для развития жизненного опыта, тем самым не давая развиваться эмоционально-волевой сфере и интеллекту.

При описании соматогенного ЗПР учёные в первую очередь указывают на проблемы интеграции в общество сверстников. Этот диагноз характерен для «домашних» детей, не имеющих полноценного опыта общения с обществом. Находясь дома на особом положении больного, они быстро привыкают к такому отношению и перестают стремиться к развитию. Отличительными чертами становится плаксивость, невротичность, капризность и эмоциональная неустойчивость.

Эмоциональная нестабильность при ЗПР соматогенного происхождения

Детям при защищающем типе заботы взрослых сложно выходить из заданной «зоны комфорта». У них не сформирована или занижена самооценка. Ребята стараются избегать сложных задач, а в случае, если решение не приходит сразу, бросают работу и считают, что результата добиться невозможно. 

Диагностика

Современное медицинское сопровождение детей ведётся с первого месяца жизни. При посещении невролога с раннего возраста возможно определить, есть ли у малыша задержка развития, и начать коррекционную работу.

Впоследствии состояние ребёнка неврологом отслеживается на протяжении первых лет жизни раз в несколько месяцев, учитывается развитие интеллекта и физической деятельности, освоение навыков, умений.

Именно поэтому врач может на ранних этапах обнаружить регресс навыков, чем характеризуется ЗПР соматогенного происхождения. Затем невролог выявляет причины возникновения ЗПР.

Диагностика ЗПР соматогенного происхождения
Современное медицинское сопровождение детей с ЗПР соматогенного происхождения

Опрашиваются родители, чтобы выяснить особенности повседневной жизни ребёнка, исследуется медицинская карта и ранее поставленные диагнозы, проводится обследование состояния мозга. Данные специализированного тестирования и анамнеза, нейрофизиологического обследования позволят сделать вывод о типе происхождения патологии.

Лечение

Соматическое ЗПР является приобретённым и быстро, и легко поддаётся лечению. От патологии возможно избавиться без последствий, применяя комплексное лечение.

Ребёнок обследуется у невролога, психолога, логопеда и педагога-дефектолога. Ему предстоит пройти курс медикаментозной терапии. Используются препараты, улучшающие работу головного мозга, устраняющие рассеянность, помогающие концентрировать внимание. Крайне важно пройти полный курс занятий с логопедом и дефектологом, они помогут исправить отставание и быстро освоить необходимые по возрасту навыки. Наиболее эффективны методики прямой стимуляции и активации головного мозга в сочетании  с занятиями с дефектологом.

Лечение ЗПР соматогенного происхождения

Особое место занимает работа с психологом. Крайне важно проработать причину возникновения задержки психического развития и устранить её. Из-за этого на сеансы к психологу ходит не только ребёнок, но и его родители, являющиеся косвенной причиной возникновения патологии. [3]

В то же время, ЗПР церебрально органического происхождения это другая форма задержки, связанная с повреждениями головного мозга, что требует иных подходов в лечении.

Профилактика

Специалисты, сталкиваясь с болезненными с детства детьми, формулируют рекомендации для родителей, позволяющие избежать формирования соматогенного ЗПР.

Несмотря на болезненность, ребёнку необходимо пройти тот же путь, что и сверстникам, приобрести опыт, научиться многим вещам самостоятельно. Поэтому родителей предупреждают, что помогать малышу и поддерживать — это правильно, но нельзя переходить на гиперопеку, защищая ребёнка от любых сложностей. [4]

Важную роль играет социальное общение. Если из-за здоровья невозможно общение с детьми одного возраста, необходимо создать социальную среду, в которую будут входить различные люди, с которыми малыш сможет оттачивать навыки общения. Пусть встречи с ними будут не каждый день, а люди различного возраста, но подобные контакты с кем-то, кроме родителей, растущему человеку необходимы.

При выявлении первых признаков развития задержки психического развития соматогенного происхождения необходимо незамедлительно обратиться к неврологу и психологу. Важно не только подобрать коррекционное лечение, но и определить и убрать причину возникновения отставания. 

Профилактика ЗПР соматогенного происхождения

Прогноз

Так как задержка психического развития соматогенного генеза развивается не с рождения, то выявляется в большинстве случаев в 5-6 лет, когда ребёнку необходимо перейти от игровой к познавательной деятельности. 

Если сразу будет начато комплексное лечение, малышу будут созданы специальные условия, способствующие выздоровлению, то к подростковому возрасту симптомы патологии будут полностью устранены.

Крайне важно, чтобы в диагнозе, его причинах и возможных последствиях разобралось ближайшее окружение малыша, ведь именно их отношение к ребёнку спровоцировало развитие задержки психического развития. Близким придётся полностью поменять отношение к ребёнку.

Результативность лечения при диагнозе ЗПР соматогенного генеза достигается исключительно при полной включённости родителей и совместной работе с неврологами, дефектологами и психологами. 

Список использованной литературы:

Показать/скрыть

  1. ^ Крыжановский Г.Н., Магаева С. В., Макаров С. В. Нейроиммунопатология.— М.,1997.— 283 с.
  2. ^ Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
  3. ^ Esser G. Umschriebene Entwicklungs storungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G. Esser, A. Wyschkon; -Gottingen: Hogrefe, 2000.-S.
  4. ^ A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×