ЗПР соматогенного происхождения
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
ЗПР соматогенного типа – это приобретённый вариант задержки психического развития детей. Патология формируется после рождения из-за негативного влияния окружающих ребёнка факторов. Часто формируется у детей с педагогической запущенностью или слабым физическим здоровьем.
Так как патология имеет приобретённое происхождение, зависящее от психологического состояния личности, то она проще других вариантов поддаётся коррекции и лечению. Главным условием для выздоровления является совместная работа неврологов, психологов, логопедов, дефектологов и неврологов.
Содержание статьи:
Этиология
ЗПР соматогенного генеза возникает уже после рождения из-за негативного влияния внешних факторов в младенчестве или раннем детстве.
Наиболее распространёнными факторами, способными спровоцировать возникновение патологии, являются:
- Болезни, поражающие дыхательную систему.
- Регулярные инфекционные заболевания.
- Туберкулёз.
- Сильные аллергии.
- Длительные заболевания желудочно-кишечного тракта.
- Ревматизм.
- Пороки сердца.
- Заболевания почек.
Симптомы
Одна из основных характеристик ЗПР соматогенного происхождения – это постепенное усиление отставания в развитии и регресс уже приобретённых знаний и навыков. Этот тип патологии особенно интересен для врачей и учёных, так как его развитие вызывает даже не изначально болезненное состояние ребёнка, а неправильная реакция на него окружения. Родители, переживая за ребёнка, заботясь о нём в период болезни, максимально облегчают жизнь, практически полностью исключают обучение и закрепление приобретённых навыков. И на фоне бездействия начинается значительный регресс.
Особенности, присущие детям с ЗПР соматогенного происхождения:
- Не выдерживают длительных по возрасту занятий, необходима постоянная смена деятельности.
- Слабое физическое здоровье с первых месяцев жизни.
- В 7-8 лет игровые виды деятельности продолжают преобладать над познавательными.
- Низкая успеваемость при достаточно высоких определённых интеллектуальных способностях.
- Быстро устаёт от любого вида деятельности.
- Слабая память, особенно в период утомлённости.
- Рассеянность.
- Сниженная концентрация внимания.
- Эмоциональная нестабильность. Капризность и плаксивость на фоне низкой самооценки. Иногда присутствует возбудимость, раздражительность, приступы агрессии.
- Невропатические реакции, появившиеся из-за чрезмерного навязывания роли «больного». Проявляются в проблемах со сном, аппетитом, постоянными страхами.
В появлении симптомов полностью виноваты взрослые, окружающие малыша. Изначально слабость и истощение из-за болезней не замедляют психологического развития. Но попытки сделать жизнь ребёнка чрезмерно комфортной, окружить его гиперопекой приводит к постепенной деградации уже имеющихся навыков и отказу от приобретения новых. [2]
При описании соматогенного ЗПР учёные в первую очередь указывают на проблемы интеграции в общество сверстников. Этот диагноз характерен для «домашних» детей, не имеющих полноценного опыта общения с обществом. Находясь дома на особом положении больного, они быстро привыкают к такому отношению и перестают стремиться к развитию. Отличительными чертами становится плаксивость, невротичность, капризность и эмоциональная неустойчивость.
Детям при защищающем типе заботы взрослых сложно выходить из заданной «зоны комфорта». У них не сформирована или занижена самооценка. Ребята стараются избегать сложных задач, а в случае, если решение не приходит сразу, бросают работу и считают, что результата добиться невозможно.
Диагностика
Современное медицинское сопровождение детей ведётся с первого месяца жизни. При посещении невролога с раннего возраста возможно определить, есть ли у малыша задержка развития, и начать коррекционную работу.
Впоследствии состояние ребёнка неврологом отслеживается на протяжении первых лет жизни раз в несколько месяцев, учитывается развитие интеллекта и физической деятельности, освоение навыков, умений.
Именно поэтому врач может на ранних этапах обнаружить регресс навыков, чем характеризуется ЗПР соматогенного происхождения. Затем невролог выявляет причины возникновения ЗПР.
Лечение
Соматическое ЗПР является приобретённым и быстро, и легко поддаётся лечению. От патологии возможно избавиться без последствий, применяя комплексное лечение.
Ребёнок обследуется у невролога, психолога, логопеда и педагога-дефектолога. Ему предстоит пройти курс медикаментозной терапии. Используются препараты, улучшающие работу головного мозга, устраняющие рассеянность, помогающие концентрировать внимание. Крайне важно пройти полный курс занятий с логопедом и дефектологом, они помогут исправить отставание и быстро освоить необходимые по возрасту навыки. Наиболее эффективны методики прямой стимуляции и активации головного мозга в сочетании с занятиями с дефектологом.
В то же время, ЗПР церебрально органического происхождения это другая форма задержки, связанная с повреждениями головного мозга, что требует иных подходов в лечении.
Профилактика
Специалисты, сталкиваясь с болезненными с детства детьми, формулируют рекомендации для родителей, позволяющие избежать формирования соматогенного ЗПР.
Несмотря на болезненность, ребёнку необходимо пройти тот же путь, что и сверстникам, приобрести опыт, научиться многим вещам самостоятельно. Поэтому родителей предупреждают, что помогать малышу и поддерживать — это правильно, но нельзя переходить на гиперопеку, защищая ребёнка от любых сложностей. [4]
Важную роль играет социальное общение. Если из-за здоровья невозможно общение с детьми одного возраста, необходимо создать социальную среду, в которую будут входить различные люди, с которыми малыш сможет оттачивать навыки общения. Пусть встречи с ними будут не каждый день, а люди различного возраста, но подобные контакты с кем-то, кроме родителей, растущему человеку необходимы.
Прогноз
Так как задержка психического развития соматогенного генеза развивается не с рождения, то выявляется в большинстве случаев в 5-6 лет, когда ребёнку необходимо перейти от игровой к познавательной деятельности.
Если сразу будет начато комплексное лечение, малышу будут созданы специальные условия, способствующие выздоровлению, то к подростковому возрасту симптомы патологии будут полностью устранены.
Крайне важно, чтобы в диагнозе, его причинах и возможных последствиях разобралось ближайшее окружение малыша, ведь именно их отношение к ребёнку спровоцировало развитие задержки психического развития. Близким придётся полностью поменять отношение к ребёнку.
Список использованной литературы:
- ^ Крыжановский Г.Н., Магаева С. В., Макаров С. В. Нейроиммунопатология.— М.,1997.— 283 с.
- ^ Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
- ^ Esser G. Umschriebene Entwicklungs storungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G. Esser, A. Wyschkon; -Gottingen: Hogrefe, 2000.-S.
- ^ A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.