Особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
На обследовании в детском садике и при поступлении в школу, первое, что замечают психологи у детей с ЗПР – отставание в развитии познавательной сферы, что в свою очередь связано с особенностями мышления у детей с ЗПР. Эта особенность накладывает отпечаток и на другие сферы развития ЦНС, в том числе психическую.
Из-за проблем с развитием центральной нервной системы дети не могут анализировать и сопоставлять информацию, составлять план решения задачи более, чем из 1 действия, надолго фокусироваться на одном типе деятельности. Из-за этого уже в первые месяцы обучения становится заметно отставание от своих сверстников.
Из-за особенностей работы мозга таким ребятам сложно запоминать буквы и написание, переписывать или заучивать предложения или тексты, понимать смысл и решать математические задачки. Составить собственный рассказ даже по картинке – невыполнимая задача.
Содержание статьи:
Особенности восприятия и ощущения
Знания о мире, себе, особенностях окружающего пространства и вещах в первые годы жизни берутся напрямую из познавательного опыта. Ребёнку важно потрогать, попробовать на зуб, услышать, увидеть. На основе данных формирует целостное представление о мире вокруг него. У детей с ЗПР общая картинка мира не складывается из-за особенностей познавательного развития. [2]
Развитие восприятия в первые годы жизни идёт по двум основным направлениям:
- Формирование знаний о свойствах вещей, с которыми сталкивается ребёнок.
- Формирование навыков, необходимых для анализа свойств разнообразных предметов.
Из-за патологии замедляется восприятие и обработка информации от органов чувств. Ребёнку с ЗПР требуется больше времени, чтобы воспринять внешний вид, цвет, форму, фактуру предмета. Дополнительные сложности возникают, когда необходимо из частей собрать целое, или разбить на фрагменты единый предмет.
Речь
Особенности развития познавательной деятельности детей с ЗПР проявляются и в освоении различных процессов речи.
Дети учатся разговаривать, как и другие ребята, но функция имеет особенности:
- Маленький словарный запас. Отсутствует пассивный словарный запас. Нет стремления осваивать новые слова. Понимание лексического значения крайне скудно, часто неверно.
- Сложности с грамматикой. При построении предложении не могут подобрать верное окончание у слова в зависимости от места применения, часто повторяют его только в той форме, в которой запомнили.
- Ошибки в словообразовании. Не понимают закономерности в образовании новых слов, часто совершают ошибки или не могут составить новое слово, преобразовать существительное в прилагательное, использовать уменьшительно-ласкательные формы.
- Долго не переходят к речи из предложений, стараются говорить словосочетаниями. Не могут без ошибок построить многословное предложение, особенно с осложняющими конструкциями.
- Не могут создать монологическое высказывание по определённой теме из связанных по смыслу и грамматически предложений.
Память
Из-за отставания в развитии нервной системы страдает в том числе способность запоминать. Память подростков с ЗПР затруднена в нескольких аспектах, и с каждым видом памяти ребята сталкиваются с определёнными проблемами. Более того, некоторые варианты навыка заучивать и запоминать, формирующиеся позже, не появляются, если вовремя не было начато комплексное лечение.
Основными проблемами с памятью для детей c ЗПР являются:
- Механическая память работает на том же уровне, что и у сверстников, но времени на запоминание таким образом требуется больше. В младших классах дети с диагнозом используют именно этот тип, заучивая наизусть информацию, не пытаясь её понять.
- Произвольное запоминание в спокойной, комфортной обстановке работает на уровне здорового ребёнка. Однако при смене условий, попадании в непривычную обстановку, в помещение с отвлекающими факторами, навык резко понижается в эффективности, чем и выдаётся задержка психического развития.
- Непроизвольное запоминание практически не развито, при стрессе или слишком большом потоке информации, которую надо воспринять, практически не работает.
- Опосредованное запоминание значительно страдает. Этот навык развивается к периоду начала обучения – в 5-6 лет. Для его формирования ребёнок должен научиться обобщать и систематизировать полученную информацию, ребята с ЗПР этого не умеют в таком возрасте. Из-за этого использовать навык на высоком уровне невозможно, что отражается на успешности учёбы.
Внимание
Проблемы с сосредоточением внимания присутствуют у детей с задержкой психического развития. Степень выраженности проблемы зависит от тяжести патологии.
При изучении патологии врачи и педагоги получают доказательства того, что проблемы с концентрацией внимания у пациентов проявляются по-разному.
Психолог Г. И. Жаренкова в исследованиях выделяет три распространённых варианта:
- Концентрация внимания и полное понимание задачи и направления работы в начале работы и постепенное ослабевание по мере продолжения занятия. После небольшого перерыва и переключения на другой вид деятельности можно вернуть внимание к первоначальному объекту.
- Полная невнимательность в начале работы и постепенное накапливание внимания по мере продолжения работы. Ребёнок полностью сосредотачивается на задаче ближе к концу, однако в начале решения накапливаются ошибки.
- Попеременное переключение периодов напряжения-расслабления внимания во время работы. Важно понять по симптомам наступления периода рассеянности и переключить ребёнка на время на другую деятельность, затем вернуть к первоначальной.
Мышление
Познавательная сфера детей с ЗПР особенно страдает в области мышления: кратко, таким детям лень думать из-за особенностей работы нервной системы. К 5-6 годам интеллект не способен анализировать и систематизировать получаемую информацию на уровне сверстников.
К периоду полового созревания, к 12-13 годам постепенно на основе накопленного опыта появляется способность подстраивать имеющиеся знания к решению типичных, но не полностью повторяющихся задач на различных уровнях жизни, начиная от быта и общения, заканчивая обучением. Именно это позволяет врачам говорить о замедленной скорости развития интеллекта, а не нарушениях. [4]
Даже в подростковом возрасте возможности мышления остаются ограниченными. Чаще дети действуют на основе однажды полученного положительного опыта, не задумываясь над тем, что задача похожа, но не идентична и требует другого подхода для успешного решения. Сильнее всего страдает словесно-логическое мышление, которое считается самым сложным для ребят с задержкой психического развития.
Список использованной литературы
- ^ Бородина Л. Г. Лекарственная терапия расстройств аутистического спектра у детей: опыт зарубежных психофармакологов//Аутизм и нарушения развития. 2012. №4 (39). С. 1-18.
- ^ Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5. С. 257-321.
- ^ The Dynamic Duo: Combining noninvasive brain stimulation with cognitive interventions.Sathappan AV et al. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. (2019)
- ^ [Treatment of speechdisorders in preschool children].Shalimov VF et al. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova. (2017)