Интеллектуальная недостаточность
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Это понятие нужно рассматривать с двух позиций: теоретической и практической. Первый компонент, теория, подразумевает глубокие знания о детской неврологической патологии. Владея им, можно приступать к реализации второго компонента: оказанию практической помощи детям.
Содержание статьи:
Как и от чего зависит интеллект
Состояние психики определяется генетически унаследованным здоровьем как тела, так и нервной системы. От пластичности последней зависит способность усвоения малышом опыта взрослых, степень повторения им поведения родителей и окружающих. Наследственные, семейные нарушения в формировании интеллекта, встречаются не так редко [1].
Далее, на интеллектуальное развитие влияет воспитание.
При условии здорового и полноценного мозга ребёнка, а также создав ему нужные условия, достигаются впечатляющие успехи.
Правильно воспитуемые дети способны на порядок превысить интеллектуальные показатели родителей.
Есть исследования, которые показали: унаследовать можно определённые заболевания и аномалии мозга. Но не состояние интеллектуальных параметров в целом. И это оставляет нам свободу развития умственных способностей коррекционной работой, лечением. И, разумеется, – воспитанием.
Проявления и причины интеллектуального отставания
Проблема становится очевидной с возраста детского сада. У таких деток отмечаются:
- недостаточный уровень развития психической деятельности;
- трудности с концентрацией;
- неспособность к базовой аналитической деятельности;
- сложность с обобщением опыта, своего и окружающих;
- узкий круг потребностей и интересов;
- слабая воля;
- небольшое количество используемых слов [2].
Проявления интеллектуальной недостаточности, хоть и закладываются в раннем детстве, становятся заметными тогда, когда ребенок начинает обучаться.
Главными причинами выступают заболевания мозга, влекущие повреждение психики человека. Появиться они могут под влиянием таких факторов:
- наследственные заболевания;
- вредные воздействия на плод в процессе вынашивания;
- родовые травмы.
На фоне здоровых сверстников, отставание становится заметно и трудно игнорируется. По мере взросления всё заметней становятся признаки расстройства.
Для детей с проблемами развития интеллекта характерен маленький словарный запас. Они нечётко произносят слова, малоспособны формировать предложения, стараются ограничиться словосочетаниями.
Обращает на себя внимание слабый уровень внимания и усидчивости, недоразвитость способностей к членораздельной речи.
Из распространённых диагнозов, таким детям ставят ЗПР (задержка психического развития), аутизм, олигофрению.
Грустно, что можно не допускать формирования грубых проявлений: опытный невролог видит признаки проблемы ещё у младенца и может составить план коррекции интеллекта.
На сайте Клиники можно почитать о ранних признаках ЗПР у детей, а также – как поступать, чтоб сохранить и преумножить интеллект малыша.
Развитие познавательной и эмоциональной личности ребёнка
Как и обычные детки, интеллектуально отстающие, в процессе жизни и роста, всё же развиваются. Даже при наличии тяжёлых форм деменции и повреждений психики [3].
Как правило, семейное окружение не оказывает достаточного влияния на появление и развитие самостоятельности у малыша с нарушениями деятельности психики. Низкий уровень интеллекта и слабая моторика обуславливают беззащитность таких детей.
Слаборазвитый, не чувствующий себя нормально в обществе сверстников, ребенок становится изгоем, замыкается в себе. Чем отягощает своё положение.
Комментарий профессора Гимранова
Для полноценного развития малыша с интеллектуальной недостаточностью, нужен свой подход, окружение и отношение. Такие, чтоб он чувствовал себя уютно, стремился к познанию мира и социума.
Даже при наличии повреждений нервной системы, данное обстоятельство неправильно считать приговором в отношении интеллекта ребёнка. Весомую корригирующую роль имеют организация воспитательного процесса и подход к процессу социализации. И этими рычагами нужно уметь управлять.
Благодаря продуманной программе работы, ЗПР у детей во многом преодолевается. А результат служит главным условием формирования вектора развития здоровой личности.
Список литературных источников
- ^ Srour, Myriam, and Michael Shevell. “Genetics and the investigation of developmental delay/intellectual disability.” Archives of disease in childhood 99,4 (2014): 386-9.
- ^ Marrus, Natasha, and Lacey Hall. “Intellectual Disability and Language Disorder.” Child and adolescent psychiatric clinics of North America 26,3 (2017): 539-554.
- ^ Katz, Gregorio, and Eduardo Lazcano-Ponce. “Intellectual disability: definition, etiological factors, classification, diagnosis, treatment and prognosis.” Salud publica de Mexico 50 Suppl 2 (2008): s132-41.