Аутизм МКБ 10
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
МКБ 10 – это десятый пересмотр Международной номенклатурной классификации заболеваний. По сути – справочник всех болезней и патологических состояний, принятый в официальной медицине в 1989 году и применяющийся всеми врачами.
Медиками России, эта классификация признана в 1999 году. Каждой патологии, в том числе и аутизму, присваивается по МКБ 10 свой шифр. Под ним скрываются характеристики, симптоматика болезни. Такой подход позволяет врачам разных стран синхронизировать свои научные исследования в соответствующих областях, обмениваться опытом лечения, точнее формулировать диагнозы.
Содержание статьи:
Детский аутизм F84.0
Ранний детский аутизм имеет по МКБ 10 код F84.0. Так зашифрованы проявления болезни, которые возникают с самого раннего возраста.
Критерии, на основе которых присваивается код F84.0, разделены на несколько групп.
Для диагноза, нарушения социального взаимодействия должны быть представлены хотя бы 2 пунктами из 5:
- Отсутствует социально-эмоциональная взаимность. Ребёнок не проявляет ожидаемых реакций на действия окружающих.
- Нарушения во время ролевых, социально-имитативных игр, отказ от подобного вида деятельности.
- Отсутствие адекватной реакции на эмоции других людей, неспособность правильно среагировать на ситуацию, агрессивность.
- Некорректное использование тональности голоса, отсутствие подкрепляющей жестикуляции.
- Отказ от речевого общения с окружающим миром, задержки речевого развития из-за нежелания коммуницировать подобным образом.
Узость интересов, склонность к стереотипным, повторяющимся действиям, не способствующим развитию личности, выраженные хотя бы 1 пунктом из 4:
- Ребёнок стремится воспроизводить узкий круг действий. У него мало интересов, и расширять их количество он не стремится.
- Повторяющиеся механические движения. Больной даже не всегда осознаёт, что он их совершает.
- Приверженность к ритуалам, часто не связанным с функциональной необходимостью действий.
- Пристрастие к играм с частью игрушки или неигровыми предметами.
Чтобы психолог или психиатр поставили диагноз аутизм по коду МКБ 10, признаки атипичного поведения должны проявиться в первые 3 года жизни. [2] При этом они не провоцируются органическим поражением участков коры головного мозга.
Атипичный аутизм F84.1
Когда признаки аутического расстройства личности проявляются позже 3 лет, не скорректированы после наступления 18 или проявляются ограниченно, врачи в диагнозе проставляют шифр, обозначающий атипичный вариант заболевания.
Такой же подход практикуется при продлении статуса инвалида по достижении совершеннолетия. Например, если человек не смог социализироваться до необходимого уровня.
Также отличительными чертами диагноза являются сильные задержки речевого развития, требующие серьёзной работы с логопедом, отставание в умственном развитии, детский психоз.
Синдром Ретта F84.2
Редкий синдром, регистрируемый пока что только у девочек.
Характерной чертой является изначально нормальное развитие без патологий. Однако с возраста 7 – 24 месяцев начинает проявляться и усиливаться специфическая симптоматика, быстро показывающая патологичность развития ребёнка: [3]
- исчезает способность осознанно двигать руками;
- замедляется рост головы по сравнению с туловищем;
- теряются спонтанные, характерные для этого возраста, движения рук;
- пища пережёвывается не тщательно;
- одышка;
- движения руками становятся стереотипными, малыш «заламывает» их, часто пытается «мыть» слюной.
Включение этого синдрома в список заболеваний под общим названием аутизм и присвоение этого кода по МКБ 10, у детей считается спорным.
Синдром Аспергера F84.5
Ещё один специфический синдром, входящий в МКБ 10 по коду в расстройства аутического характера, носит имя австрийского педиатра Ганса Аспергера. Его ещё называют высокофункциональным аутизмом из-за отсутствия таких черт, как задержка речевого и познавательного развития. [4]
Для людей с синдромом Аспергера характерны те же социальные ограничения во взаимодействии, что и для аутистов: монотонность, стереотипность занятий.
Дополнительными чертами считаются неуклюжесть, сохраняющаяся и во взрослом возрасте, вместе с остальными характерными чертами. Кроме того, в подростковый период возможны психотические эпизоды.
Список использованной литературы
- ^ Management of childrenwith autism spectrum disorders. Myers SM, Johnson CP; American Academy of Pediatrics Council on Children With Disabilities. Pediatrics. 2007 Nov;120(5):1162-82.
- ^ J. van Steijn, A.M. Oerlemans, M.A. van Aken, J.K. Buitelaar, N.N. Rommelse The reciprocal relationship of ASD, ADHD, depressive symptoms and stress in parents of children with ASD and/or ADHD. J. Autism. Dev. Disord. 2014. Vol. 44. № 5.
- ^ Касаткин В.Н., Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В., Бородина Л.Г., Сударикова М.А. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика. — М., 2008.
- ^ Advances in Autism-2016. Goldson E. Adv Pediatr. 2016 Aug;63(1):333-55.