Лечится ли аутизм
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Аутизм – распространённое психическое отклонение у детей, из-за которого им затрудняется социализация. Так как человек воспринимает мир со своей позиции, с самых первых дней жизни, не стремится к общению с другими людьми, даже самыми близкими родственниками.
Содержание статьи:
Причины
Чтобы понять, вылечивается ли расстройство, уточняются его источники, что с аутизмом у детей пока невозможно, так как до сих не установлены точные причины возникновения этого психического отклонения от нормы.
Статистически выявлены факторы, достоверно повышающие вероятность развития патологии:
- Наследственная предрасположенность. Если у предков по любой линии отмечались признаки аутических расстройств, то малыш может их унаследовать. Нередко патология проявляется более выражено, в сравнении с предыдущими поколениями. [1]
- ДЦП – детский церебральный паралич может возникать вследствие поражения тех участков мозга, которые отвечают за аутические черты.
- Ожирение или проблемы с обменов веществ матери в период беременности.
- Кислородное голодание плода в последние дни беременности или при родах.
- Перенесённые мамой вирусные или бактериальные инфекции заболевания в периоде вынашивания.
Степени проявления болезни
Можно ли достаточно скорректировать, вылечить аутизм у ребёнка так, чтобы аутист смог стать полноценным членом общества? Способность вести обычную жизнь во взрослом возрасте зависит от степени расстройства.
В зависимости от тяжести проявления симптомов, выделяют такие категории пациентов:
- Группа 4 – самая лёгкая. Пациент мало чем отличается от здорового человека. Единственные признаки: чрезмерная чувствительность к чужому мнению, ранимость, обидчивость.
- 3 степень проявляется увлечённостью, аутическими зацикленными занятиями. Однообразные, непознавательные увлечения, повторяющиеся раз за разом годами, сюжеты рисунков. Здесь уже встречается стремление отгородиться от мира, забраться в свою «раковину».
- 2 группа заметнее третьей. Ребёнок старается отгородиться от мира, общается с ограниченным кругом людей. Избегает новых знакомств, изменений в окружении. Избирателен в еде, предметах обихода и одежде. На попытки поменять что-то в привычном ритме жизни и обстановке может реагировать агрессивно. [2]
- 1 группа ставится детям, фактически лишённым социальной активности. У ребёнка нет никакой потребности в общении с окружающим миром, не развивается речь, наблюдается умственная отсталость.
Не исключено оформление инвалидности такому ребёнку.
Виды лечения
На вопрос: «лечится или нет детский аутизм», корректным ответом будет такой: он неизлечим. Ребёнок вряд ли когда-либо сможет избавиться от особенностей психики. Но в наших силах адаптировать его к социуму, облегчить коммуникацию с другими людьми.
Главная трудность состоит в выборе подходящего способа реабилитации пациентов с разными видами аутизма. Терапия для детей-аутистов складывается из 3 ведущих направлений:
- Медикаментозное лечение – препараты для улучшения работы мозга, адаптогены.
- Поведенческая терапия – прививание навыков работы в группе, с другими людьми.
- Комплексное лечение – включает в себя ряд процедур, таких как ТМС, БОС и др.
Реабилитация и адаптация
Основа реабилитации – поведенческая терапия, именно она отвечает за главный аспект лечения аутистов – социальную адаптацию.
Среди методов, доказавших свою эффективность в различных случаях, выделяются:
- Обучение по программе TEACCH. Распространённый метод, дающий стабильные результаты. Основывается на визуальной подаче, необходимой для понимания и запоминания информации. Применяют большое количество разнообразных наглядных пособий, способных вызвать стойкий интерес у аутиста. Развивается познавательная способность, малыш учится самообслуживанию. [3]
- Логопедия, речевая терапия. Проблемы с речью, её заторможенным развитием встречаются практически во всех случаях при таком отклонении. Работа с логопедом улучшает не только речь малыша, но и его коммуникативные навыки. У отдельных пациентов так развивается тяга больного к вербальному общению, принятие его необходимости.
- Трудотерапия обучает аутиста базовым навыкам, развивает моторику движений. На занятиях ребёнок осваивает поведенческие нормы и основные навыки, необходимые в быту.
- Развивающая терапия выстраивается в зависимости от способностей и состояния конкретного пациента. Её задача – развить человека интеллектуально, повысить социальные и эмоциональные возможности.
- Терапия социальных навыков. Во время занятий пациентов обучают основам социального ролевого взаимодействия. Обыгрывают ситуации ежедневного общения, учат, как правильно реагировать в различных бытовых ситуациях. [4]
Существует ещё целый ряд методов, используемых индивидуально в зависимости от результативности в каждом конкретном случае.
Для того чтобы вылечить аутизм, дать шанс ребёнку на полноценную жизнь в будущем, необходима комплексная терапия, соединяющая в себе несколько методов одновременно.
Список использованной литературы
- ^Wang, Lin et al. “Functional relationships between recessive inherited genes and genes with de novo variants in autism spectrum disorder.” Molecular autism 11,1 75. 6 Oct. 2020.
- ^Rosello B, et al. «Theory of Mind Profiles in Children With Autism Spectrum Disorder: Adaptive/Social Skills and Pragmatic Competence» Front Psychol. 2020 Sep 17.
- ^Virues-Ortega, Javier et al. “The TEACCH program for children and adults with autism: a meta-analysis of intervention studies.” Clinical psychology review 33,8 (2013): 940-53.
- ^Rajagopal S, Nicholson K, Putri TR, Addington J, Felde A. Teaching children with autism to tact private events based on public accompaniments. J Appl Behav Anal. 2020 Oct 12.