Лёгкая форма аутизма
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Лёгкая стадия аутизма – это факт наличия симптомов расстройства аутического спектра (РАС), но выраженных не настолько, чтоб критически ухудшить качество жизни и социальные связи человека. Среди других видов аутизма, имеет лучший прогноз.
Правильная коррекционная работа и вовремя начатое лечение, помогают аутисту с лёгкой формой преодолеть симптомы, интегрироваться в общество. [1] Такие люди получают образование, заводят друзей, устраивают личную жизнь и находят работу.
Первые признаки лёгкого аутизма становятся заметны с 1 года, в раннем детстве. В моменты, когда малышу приходит время общаться с другими людьми или проявлять ожидаемые эмоции. И здесь отмечаются трудности.
Содержание статьи:
Симптомы
Люди с лёгкой формой аутизма способны жить в обществе, но симптомы патологии преследуют их ежедневно. Порой, ограничивают и затрудняют социальное взаимодействие.
Рассмотрим подробно ведущие симптомы лёгкого аутизма.
Сенсорные расстройства
Громкие звуки, шум, мелькание света могут причинять реальную боль или сильно отвлекать. Бывает, что отвлекающим фактором служит даже более тихий, в сравнении с основным фоном, звук. Такие люди не согласятся пойти на музыкальный концерт или в кино, стараются обходить стороной торговые центры и шумные скопления людей, не любят вечеринки.
Невосприимчивость социальных знаков
Без специального обучения, запоминания естественных для среднего человека сигналов языка тела, аутисты игнорируют другую информацию в разговоре, кроме вербальной.
Да и речевые построения правильно понимают не всегда.
Они не могут оценивать тембр своего или чужого голоса, определить: нейтрально сказана фраза или с каким-то подтекстом.
Неспособны почувствовать, какое расстояние между собеседниками в той или иной ситуации является социально приемлемым.
Сложности при взаимодействии с обществом
Возникают из-за непонимания стереотипного поведения других людей.
Возникают проблемы с ситуативной мимикой, или такие люди вообще обходятся без неё, никак не выражая своё отношение к происходящему языком тела.
Они не могут угадать, о чём думают или что испытывают другие люди, поэтому в разговоре отвечают невпопад. Не способны в нужный момент дать ожидаемую обратную связь, например, сочувствие.
Расстройства эмоциональной сферы
Отсутствие эмоций у аутистов с лёгкой формой – миф. Они испытывают весь спектр человеческих эмоций, но часто проявляют их не сообразно ситуации: чрезмерно или незаметно.
Немало людей с таким диагнозом дополнительно страдают ОКР – обсессивно-компульсивными расстройствами. Среди “лёгких аутистов” выше частота депрессивных расстройств, тревожности, перепадов настроения. Впрочем, исследователи и врачи сходятся во мнении, что это не столько симптомы болезни, сколько результат специфической жизни аутиста.
Поэтому поддержка близких так важна аутичным пациентам для успешного лечения и интеграции в общество.
Методы лечения
При проявлении признаков лёгкой степени аутизма, нужно сразу провести диагностику, организовать лечение и коррекционную работу. Пока состояние ребёнка не ухудшилось. [2]
Как такового, лечения при симптомах аутизма лёгкой степени не предполагается. Речь, скорее, идёт о коррекции поведенческих реакций: основа курса – обучение и коррекционная работа, проводимая психологами, логопедами, докторами.
Одна из специфических черт патологий группы РАС – не терпимость к переменам. Резкое изменение графика или окружения приведёт к регрессу достигнутого.
Поэтому лучше вначале позаниматься с разными людьми, пока ребёнок не найдёт “своего”. Это лучше, чем менять врача спустя месяц, по причине неприятия пациентом.
Скорее обучаться и социализироваться, помогает чёткое расписание дня, график дел на день, неделю, месяц. Подробно оговариваемые с ребёнком цели и время их достижения. Чем меньше неожиданностей и внезапностей, тем лучше.
Из каких подходов складывается терапия
Разработан спектр методик лечения лёгкого аутизма у детей. И каждому пациенту, в зависимости от конкретных проявлений болезни, подбирается своя.
Комплекс терапии складывается из таких сегментов:
- Логопедия, упор – развитие речи во всех её формах. Параллельно совершенствуются навыки невербального общения.
- Трудотерапия нужна для развития мелкой моторики, освоения бытовых навыков. Малыш учится обслуживать себя, выполнять задачи различной сложности, у него вырабатывается читаемый почерк. [3]
- АВА-терапия (applied behavior analysis – прикладной анализ поведения). Методика, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Но чтоб рассчитывать на результат, нужен опытный наставник.
- Психотерапия – сеансы помогают осознавать себя, как часть социума. Так ребёнок комфортнее ощущает себя на людях, в обществе.
- Групповые занятия – обучение социальным навыкам в группах помогает освоить принятые в обществе линии поведения. Прививает навыки адекватного общения в среде сверстников.
- Терапия семейного взаимодействия помогает не только ребёнку, но и родителям прийти к взаимопониманию. Малыш постепенно перестаёт резко реагировать на малейшие изменения. Учится оценивать чужие точки зрения, расширяет кругозор.
Разнообразный и богатый опыт, постоянный количественный рост и сфера нашей активности требуют от нас анализа позиций.
Применять нужно комплекс методик. [4] Это поможет составить полную характеристику на ребёнка с аутизмом, когда тот пойдёт учиться в общеобразовательной школе.
Используются и лекарственные препараты, но в основном для того, чтобы скорректировать грубые расстройства поведения.
Лечение от аутического расстройства – длительный процесс, который растягивается на годы, а иногда и на десятилетия, даже при лёгкой форме.
Список использованной литературы
- ^ Fodstad, Jill C et al. “Assessment and Treatment of Noise Hypersensitivity in a Teenager with Autism Spectrum Disorder: A Case Study.” Journal of autism and developmental disorders, 10.1007/s10803-020-04650-w. 20 Aug. 2020, doi:10.1007/s10803-020-04650-w.
- ^ Wink, Logan K et al. “Brief Report: Intranasal Ketamine in Adolescents and Young Adults with Autism Spectrum Disorder-Initial Results of a Randomized, Controlled, Crossover, Pilot Study.” Journal of autism and developmental disorders, 10.1007/s10803-020-04542-z. 8 Jul. 2020, doi:10.1007/s10803-020-04542-z.
- ^ Fung, Suk Chun. “Increasing the Social Communication of a Boy With Autism Using Animal-assisted Play Therapy: A Case Report.” Advances in mind-body medicine 29,3 (2015): 27-31.
- ^ Yuan, Qing et al. Zhen ci yan jiu = Acupuncture research 34,3 (2009): 183-7.