Настольные интеллектуальные игры
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Настольные игры с древнейших времён, не только развлечение, но и тренировка интеллектуальных навыков и умений. Играть во что-то подобное было привилегией аристократического класса, для кого уровень когнитивных способностей часто был вопросом жизни и смерти.
Предлагаем рассмотреть известные и действенные варианты для домашнего использования. Развлечения, которые помогут интересно и весело провести вечер, попутно – развить способности, улучшить когнитивные навыки.
Содержание статьи:
Шахматы
Известнейшая среди настольных игр для ума всех времён и народов – шахматы.
Придумана древними индусами, и уже в Средневековье была известна и популярна в цивилизованных странах.
На протяжении столетий, эта стратегия, которая погружает в мир бескровных сражений, лидирует по популярности среди интеллектуальных игр для двоих.
Учёные подтверждают пользу от регулярных занятий шахматами:
- Улучшается концентрация внимания, человек становится менее рассеянным, становится креативным.
- Тренируются оба полушария мозга. Из-за того, что нужно просчитывать каждый шаг, разрабатывать стратегию и представлять возможные ходы противника, во время игры задействованы правое и левое полушария.
- Прокачиваются навыки стратегического мышления. Ведь приходится продумывать на несколько ходов вперёд, предугадывая действия противника.
- Тренируется кратковременная и долговременная память. Нужно помнить расположение фигур и прошлые ходы, создавать на основе этих данных свою игру. [2]
- Регулярная игра с равным по силе игроком – профилактика болезни Альцгеймера.
Взрослые же, могут практиковаться в игре даже без доски. Существуют приложения для смартфона, которые дают возможность сражаться с соперниками из разных уголков Земли в любое время.
Монополия
Ещё одна из популярных настольных игр для развития интеллекта современности – Монополия.
Она обеспечивает весело проведённое время для компании, интересна как детям, так и взрослым.
При этом чтобы стать победителем в партии, придётся напрячь мозги.
Игра улучшает память и навыки стратегического мышления, одновременно выступает учебником финансовой грамотности. Даёт базовое представление о финансовой грамотности, о финансовой деятельности.
Го
Древний Восток издавна славился тем, что интеллект и стратегическое мышление здесь особенно ценилось. Не удивительно, что одну из самых простых внешне и самых сложных при этом настольных интеллектуальных игр, нам подарили мыслители Китая.
Поле для го расчерчено на квадраты с отмеченными на них точками в местах пересечения линий. Двум соперникам нужно располагать на этих точках белые и чёрные камни с учётом определённых правил. Победа присуждается тому, у кого в момент закрытия последней точки, на поле окажется больше фишек его цвета.
Она развивает:
- концентрацию внимания;
- умение мыслить стратегически;
- мнестические способности, так как приходится запоминать собственные ходы и заучивать приносящие успех стратегические решения;
- креативные способности, ведь от умения удивить противника часто зависит победа.
Раскладывание чёрных и белых камешков по доске, в соревновании со знающим соперником, превратит вас в опытного стратега. [4]
Скребл (Скрабл, Эрудит)
Среди современных настольных игр для развития интеллекта и увеличения словарного запаса, Скрэбл, известный в России как Эрудит, популярность свою заслужил.
Задача игры состоит в том, чтобы составлять слова из набора букв по принципу кроссворда. Игроки, по очереди, к первому слову по вертикали или горизонтали дописывают по одной букве. При этом нужно, чтобы в результате на игровом поле появилось новое слово. Чем больше в нём букв, тем больше очков зарабатывает игрок.
Это отличный выбор для детей или взрослых, чтобы расширить словарный запас. Кроме того, игра развивает креативность и стратегические навыки. А маленькие участники, стараясь выиграть, улучшают свои лингвистические навыки.
Диксит (Dixit)
Карточная игра, которая объединяет за одним столом взрослых и детей. И вызывает у них одинаковый интерес, восторг.
Правила понятные: ведущий выбирает из своих карт одну. Придумывает для изображённого на ней короткое описание в одно-два предложения и кладёт карточку рубашкой вверх.
Остальные игроки подыскивают среди своих карт ту, что считают подходящей по картинке и тоже складывают в общую кучу. Карточки перемешиваются, а затем переворачиваются.
Побеждает в раунде тот, кто правильно первым угадает первоначальную карточку.
Хотя изображения на картах изначально просты, вы удивитесь тому, как по-разному их можно истолковать. Регулярно проводимые за Диксит вечера способствуют развитию креативности и оригинальности мышления, составить описание непросто.
Для победы нужно научиться мыслить стратегически, развить навык принятия решения. Будет полезно распознавать эмоции других людей, повышая навыки невербального восприятия.
Риск (Risk)
Эта настольная игра для развития интеллекта позволит почувствовать себя военным стратегом и завоевателем.
Вашей задачей станет завоевание мира. Укрепляйте имеющиеся территории, захватывайте новые с помощью грамотного применения армий, атакуйте противников. Геймплей построен на раскрытии причинно-следственных связей каждого хода.
Эта игра будет интересна взрослым и детям, так как сегодня продаются не только классические её версии, но и разнообразные варианты.
Среди игроков популярны отсылки к «Звёздным войнам», «Властелину колец», «Старкрафту» и другим самым разнообразным мирам и эпохам.
Не советуем пренебрегать перечисленными развлечениями. Есть данные, что тренировка интеллекта помогает сохранить ясный ум пожилым людям. [5] Плюс, при этом у игроков расширяется кругозор.
Список использованной литературы
- ^ Premkumar, Kalyani, and Deirdre Bonnycastle. “Games as active learning strategies: A faculty development workshop.” Medical education 40,11 (2006): 1129.
- ^ Lane, David M, and Yu-Hsuan A Chang. “Chess knowledge predicts chess memory even after controlling for chess experience: Evidence for the role of high-level processes.” Memory & cognition 46,3 (2018): 337-348.
- ^ Campbell, Murray. “Mastering board games.” Science (New York, N.Y.) 362,6419 (2018): 1118.
- ^ Premkumar, Kalyani, and Deirdre Bonnycastle. “Games as active learning strategies: A faculty development workshop.” Medical education 40,11 (2006): 1129.
- ^ Iizuka, Ai et al. “Can cognitive leisure activity prevent cognitive decline in older adults? A systematic review of intervention studies.” Geriatrics & gerontology international 19,6 (2019): 469-482.