г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Обучение детей с ЗПР

При психофизиологических и неврологических обследованиях, в период перед поступлением в первый класс, каждый год выявляют достаточно много детей с ЗПР, требующих обучения с учётом их особенностей. Это понимают педагоги и врачи, поэтому родителям в обязательном порядке предлагают различные варианты обучения детей с ЗПР с учётом специфики их диагноза. [1]

Современные неврологи, психологи и психиатры считают детей с задержкой психического развития, почти всегда, полностью обучаемыми. Статистика показывает, что дети способны не только освоить базовые навыки, нужные для интеграции в обществе, но и быть успешными в учёбе, науке, спорте.

Но для достижения результатов в начале обучения для них необходим специализированный подход, использование специализированных педагогических методик и педагоги, знающие, как работать с ребятами с такими особенностями развития.

Диагноз «задержка психического развития» проявляется в раннем, дошкольном возрасте. Из-за особенностей развития головного мозга, уже в этот период заметно отставание от сверстников, которое в будущем станет серьёзнее. Обучаемость детей с ЗПР сильно страдает из-за проблем с развитием памяти и внимания, но это не значит, что ребята не способны усваивать новые знания, им необходим специализированный подход.

При вовремя начатом коррекционном лечении к периоду полового созревания дети с ЗПР догоняют в развитии сверстников и ничем не выделяются на их фоне. Если же проблемы не ушли к 13-14 годам, то комиссия пересматривает диагноз, определяя лёгкую умственную отсталость.

При своевременном выявлении проблемы в 3 года сразу начинается коррекционная терапия.

Особенности обучения детей с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР раньше сверстников начинают посещать специализированные занятия и осваивать некоторые навыки, развивать внимание, память. Это необходимо, так как из-за особенностей диагноза, они медленнее усваивают информацию и осваивают навыки.

Работа с такими детьми требует терпения и специального образования, так как доступное для здорового ребёнка задание для малыша с задержкой психического развития может стать непреодолимой сложностью. [2]

Условиями результативного обучения для детей с задержкой психического развития являются:

  • Разработка занятий с учётом индивидуальных особенностей и уровня развития обучающегося. 
  • Работа один на один с педагогом или в небольших группах.
Условия результативного обучения детей с ЗПР
  • Многозадачность. Каждое упражнение должно быть направлено на развитие различных компетенций. 
  • Контроль динамики развития. Регулярно проводятся специальные тестирования, по итогам которых видны не только полученные знания, но и уровень развития памяти, речи, а также мышления у детей с ЗПР.
  • Активное участие в обучении родителей и близких. Для достижения успеха с малышом необходимо заниматься не только несколько раз в неделю, а постоянно, ведь им необходимо больше времени на освоение навыков.

Когда приходит время поступать в школу, на специальной комиссии определяют тип задержки психического развития, чтобы подобрать подходящее учебное заведение.

ЗПР бывает:

  • Церебрально-органическая считается наиболее сложным вариантом для дальнейшего обучения. Из-за особенностей работы ЦНС дети безразлично относятся к окружающему миру, у них отсутствует любопытство и стремление к обучению. В основе коррекционной терапии лежат занятия, исправляющие проявления патологии центральной нервной системы. 
  • Психогенная возникает как ответ на пережитое психическое потрясение, поэтому в первую очередь важна работа с психологом для устранения последствий травмы. 
  • Конституциональная. Дети с таким вариантом ЗПР крайне невнимательны, легко внушаемы, инфантильны, но легко идут на контакт. Работа педагога направлена на развитие внимания и памяти и обучение общению в обществе.
  • Соматогенная. Сочетает в себе проблемы в психическом и физическом развитии, из-за этого дети испытывают парализующий страх перед любыми формами обучения из-за постоянных неудач. На занятиях важно создать комфортную атмосферу и обеспечить постоянные маленькие победы. Одновременно с педагогической проводится физическая коррекция по тем же правилам. Это позволяет преодолеть комплексы ребёнка.
Тип задержки психического развития и обучение детей с ЗПР

С некоторыми вариантами диагноза возможно успешное обучение в общеобразовательной школе, но по специальной программе с дополнительными занятиями с дефектологами и логопедами, а в некоторых случаях родителям придётся рассмотреть специализированные учреждения.

Сегодня возможность обучения детей с ЗПР по специальным программам предлагают не только школы и сады, но и организации, специализирующиеся на развивающих занятиях именно для ребят с подобными диагнозами.

Варианты успешного обучения детей с ЗПР

При выборе места, где будут получать образование дети с ЗПР, учитываются индивидуальные особенности и степень развития патологии. В большинстве случаев возможно обучение школьников с ЗПР в специализированных классах общеобразовательных школ с уменьшенным количеством учеников и подкорректированной программой. [3]

Помимо уроков должны проводиться дополнительные занятия с педагогами, психологами, логопедами, направленные на развитие базовых навыков: речи, памяти у детей с ЗПР. Важны занятия для социализации. Чем раньше начнётся дополнительное обучение, тем проще и быстрее будет получен значительный прогресс в освоении базовых навыков.

Варианты успешного обучения детей с ЗПР

Закон об образовании РФ предписывает создание специализированных классов в общеобразовательных школах и специализированных учебных заведениях, рассчитанных именно на обучение детей с задержкой психического развития. Для них не только создаются условия и выделяются дополнительные занятия, но и составляется специализированная программа по всем предметам.

Специальные учреждения дошкольного и школьного начального и среднего образования относятся к 7 типу. Поступить в них возможно при наличии подтверждённого медицинской комиссией диагноза, специального направления и добровольного согласия родителей.

В спецшколе есть подготовительный класс с 6 лет, а в 7 ребята идут в первый класс, как и их сверстники.

При обучении используются учебники для общеобразовательных школ, но материал подаётся по-другому, а скорость освоения знания скорректирована. Занятия длятся 20 минут для того, чтобы ребята с проблемами с концентрацией внимания не уставали слишком сильно и могли успешно осваивать новый материал. На уроках обязательно используется иллюстративный материал в большом количестве. [4]

По достижении определённого возраста, чаще всего после окончания младшей школы, ребёнок ещё раз проходит медицинскую комиссию. Если результаты подтверждают необходимый уровень развития, то диагноз снимается, дальнейшее обучение ребёнок продолжает в общеобразовательном классе школы.

Специализированное обучение

Создать условия, где успешно обучаются дети с ЗПР — важная задача для государства. В России созданы специализированные сады и школы, группы в общеобразовательных учреждениях для того, чтобы ребята с особенностями могли получить необходимое образование с учётом особых потребностей. В этом процессе также важны рекомендации родителям по воспитанию детей с ЗПР, позволяющие создать поддержку ребёнка и дома.

Специализированное обучение детей с ЗПР

После внедрения ФГОС НОО нового поколения, ребята с ЗПР начали обучаться в общеобразовательных классах с другими детьми. Для них разрабатывается отдельная учебная программа и выделяется тьютор – педагогический работник, помогающий ребёнку в обучении и пребывании в школе.

Помимо стандартных уроков, ребята посещают дополнительные занятия с психологом, логопедом. Регулярно проводятся дополнительные тесты, позволяющие отследить динамику развития. [5]

Коррекционное образование отличается от стандартного, имеет несколько ведущих направлений:

  • Диагностическое. 
  • Консультативное. 
  • Развивающее. 
  • Коррекционное.
  • Лечебно-профилактическое. 
  • Социально-трудовое. 

Если по результатам обучения в коррекционном классе обучающийся на конец периода показывает значительный прогресс, то по итогам медицинской комиссии переводится в общеобразовательный класс и продолжает образование на общих основаниях.

Коррекционное образование при обучении детей с ЗПР
Коррекционное образование и обучение детей с ЗПР

Список использованной литературы

Скрыть/показать

  1. ^ The neural basis of nonword repetition in childrenwith developmental speech or language disorder: An fMRI study. Pigdon L, Willmott C, Reilly S, Conti-Ramsden G, Liegeois F, Connelly A, Morgan AT. 2020 Feb 17;138:107312. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2019.107312.
  2. ^ Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии. [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. — М.: Роспедагентство, 2000. — 351 с.
  3. ^ Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегративного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71 — 79.
  4. ^ Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М.: НЦ ЭНАС, 2003
  5. ^ Management of developmental speechand language disorders: Part 1.O’Hare A et al. Arch Dis Child. (2016)

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×