Обучение детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
При психофизиологических и неврологических обследованиях, в период перед поступлением в первый класс, каждый год выявляют достаточно много детей с ЗПР, требующих обучения с учётом их особенностей. Это понимают педагоги и врачи, поэтому родителям в обязательном порядке предлагают различные варианты обучения детей с ЗПР с учётом специфики их диагноза. [1]
Современные неврологи, психологи и психиатры считают детей с задержкой психического развития, почти всегда, полностью обучаемыми. Статистика показывает, что дети способны не только освоить базовые навыки, нужные для интеграции в обществе, но и быть успешными в учёбе, науке, спорте.
Содержание статьи:
Особенности обучения
Диагноз «задержка психического развития» проявляется в раннем, дошкольном возрасте. Из-за особенностей развития головного мозга, уже в этот период заметно отставание от сверстников, которое в будущем станет серьёзнее. Обучаемость детей с ЗПР сильно страдает из-за проблем с развитием памяти и внимания, но это не значит, что ребята не способны усваивать новые знания, им необходим специализированный подход.
Обучающиеся с ЗПР раньше сверстников начинают посещать специализированные занятия и осваивать некоторые навыки, развивать внимание, память. Это необходимо, так как из-за особенностей диагноза, они медленнее усваивают информацию и осваивают навыки.
Работа с такими детьми требует терпения и специального образования, так как доступное для здорового ребёнка задание для малыша с задержкой психического развития может стать непреодолимой сложностью. [2]
Условиями результативного обучения для детей с задержкой психического развития являются:
- Разработка занятий с учётом индивидуальных особенностей и уровня развития обучающегося.
- Работа один на один с педагогом или в небольших группах.
- Многозадачность. Каждое упражнение должно быть направлено на развитие различных компетенций.
- Контроль динамики развития. Регулярно проводятся специальные тестирования, по итогам которых видны не только полученные знания, но и уровень развития памяти, речи, а также мышления у детей с ЗПР.
- Активное участие в обучении родителей и близких. Для достижения успеха с малышом необходимо заниматься не только несколько раз в неделю, а постоянно, ведь им необходимо больше времени на освоение навыков.
Когда приходит время поступать в школу, на специальной комиссии определяют тип задержки психического развития, чтобы подобрать подходящее учебное заведение.
ЗПР бывает:
- Церебрально-органическая считается наиболее сложным вариантом для дальнейшего обучения. Из-за особенностей работы ЦНС дети безразлично относятся к окружающему миру, у них отсутствует любопытство и стремление к обучению. В основе коррекционной терапии лежат занятия, исправляющие проявления патологии центральной нервной системы.
- Психогенная возникает как ответ на пережитое психическое потрясение, поэтому в первую очередь важна работа с психологом для устранения последствий травмы.
- Конституциональная. Дети с таким вариантом ЗПР крайне невнимательны, легко внушаемы, инфантильны, но легко идут на контакт. Работа педагога направлена на развитие внимания и памяти и обучение общению в обществе.
- Соматогенная. Сочетает в себе проблемы в психическом и физическом развитии, из-за этого дети испытывают парализующий страх перед любыми формами обучения из-за постоянных неудач. На занятиях важно создать комфортную атмосферу и обеспечить постоянные маленькие победы. Одновременно с педагогической проводится физическая коррекция по тем же правилам. Это позволяет преодолеть комплексы ребёнка.
С некоторыми вариантами диагноза возможно успешное обучение в общеобразовательной школе, но по специальной программе с дополнительными занятиями с дефектологами и логопедами, а в некоторых случаях родителям придётся рассмотреть специализированные учреждения.
Варианты успешного обучения детей с ЗПР
При выборе места, где будут получать образование дети с ЗПР, учитываются индивидуальные особенности и степень развития патологии. В большинстве случаев возможно обучение школьников с ЗПР в специализированных классах общеобразовательных школ с уменьшенным количеством учеников и подкорректированной программой. [3]
Закон об образовании РФ предписывает создание специализированных классов в общеобразовательных школах и специализированных учебных заведениях, рассчитанных именно на обучение детей с задержкой психического развития. Для них не только создаются условия и выделяются дополнительные занятия, но и составляется специализированная программа по всем предметам.
Специальные учреждения дошкольного и школьного начального и среднего образования относятся к 7 типу. Поступить в них возможно при наличии подтверждённого медицинской комиссией диагноза, специального направления и добровольного согласия родителей.
В спецшколе есть подготовительный класс с 6 лет, а в 7 ребята идут в первый класс, как и их сверстники.
При обучении используются учебники для общеобразовательных школ, но материал подаётся по-другому, а скорость освоения знания скорректирована. Занятия длятся 20 минут для того, чтобы ребята с проблемами с концентрацией внимания не уставали слишком сильно и могли успешно осваивать новый материал. На уроках обязательно используется иллюстративный материал в большом количестве. [4]
Специализированное обучение
Создать условия, где успешно обучаются дети с ЗПР — важная задача для государства. В России созданы специализированные сады и школы, группы в общеобразовательных учреждениях для того, чтобы ребята с особенностями могли получить необходимое образование с учётом особых потребностей. В этом процессе также важны рекомендации родителям по воспитанию детей с ЗПР, позволяющие создать поддержку ребёнка и дома.
После внедрения ФГОС НОО нового поколения, ребята с ЗПР начали обучаться в общеобразовательных классах с другими детьми. Для них разрабатывается отдельная учебная программа и выделяется тьютор – педагогический работник, помогающий ребёнку в обучении и пребывании в школе.
Коррекционное образование отличается от стандартного, имеет несколько ведущих направлений:
- Диагностическое.
- Консультативное.
- Развивающее.
- Коррекционное.
- Лечебно-профилактическое.
- Социально-трудовое.
Список использованной литературы
- ^ The neural basis of nonword repetition in childrenwith developmental speech or language disorder: An fMRI study. Pigdon L, Willmott C, Reilly S, Conti-Ramsden G, Liegeois F, Connelly A, Morgan AT. 2020 Feb 17;138:107312. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2019.107312.
- ^ Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии. [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. — М.: Роспедагентство, 2000. — 351 с.
- ^ Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегративного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71 — 79.
- ^ Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М.: НЦ ЭНАС, 2003
- ^ Management of developmental speechand language disorders: Part 1.O’Hare A et al. Arch Dis Child. (2016)