Отличие запинки и заикания
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Родители, внимательно следящие за темпом и особенностями речи своих начинающих говорить детей, могут заметить отклонения от нормы, прерывистость, повторение одних и тех же звуков и решить, что у малыша началось заикание. Но это может быть не так. Очень похоже на заикание на ранних стадиях развития в формирующейся речи человека звучат запинки. Эта особенность имеет совершенно другие причины возникновения, механизм и способы коррекции.
Речевые запинки и заикание сильно похожи, но всё же есть важнейшая разница между ними: одно явление – вариант нормы, а второе – патология, требующая коррекции.
Заикание – это нарушение ритма речи из-за судорожной деятельности в области речевого аппарата. На неправильное произнесение слов в первую очередь влияет специфическое поведение ЦНС. [2]
Главными признаками заикания являются:
- Растягивание звуков.
- Произносимое слово прерывается затянувшейся паузой.
- Спотыкается на слове или конкретном звуке, пытается несколько раз начать выговаривать одно и то же.
- Нервные тики во время приступа.
- Повышенная тревожность, сопровождаемая другими неврологическими нарушениями.
Что такое запинки?
Физиологические запинки называются итерации и встречаются достаточно часто. Главной причиной их возникновения становится слишком хорошее и быстрое развитие. Из-за развитого мышления речевой аппарат просто не успевает обработать мысль, которую хочет высказать ребёнок.
В период, когда речь активно формируется и развивается, особенно при переходе от слов к предложениям, ребёнок может начать повторять несколько раз звуки, с которых начинается или которыми заканчивается слово. В большинстве случаев они проявляются у легковозбудимых малышей или тех, кто значительно опережает развитие по возрасту. Судороги, из-за которых происходит заикание, не появляются.
Но если малыш возбудится, он начнёт запинаться и повторять одни и те же звуки. Но усиливаться такое состояние не будет. А чтобы речь стала более разборчивой, человеку чаще всего просто необходимо успокоиться.
Если подобный дефект речи проявился, просто понаблюдайте за малышом. Если в течение нескольких недель он сойдёт на нет или станет менее заметным, то это именно запинки, являющиеся физиологической нормой, а значит, помощь логопеда вам не понадобится.
Как отличить заикание от запинок?
В период активного пополнения словаря, усложнения речи в 2-5 лет у детей необходимо особенно пристально следить за тем, как они говорят, чтобы вовремя заметить и скорректировать отклонения. Но некоторые речевые проблемы очень похожи друг на друга на слух, хотя имеют совершенно разное происхождение, а значит, и методы коррекции.
Одними из таких речевых близнецов являются запинки и заикания у детей, отличиями первых от вторых являются:
- Наличие судорог и тиков. Когда у малыша проявляются проблемы в разговоре, обратите внимание, есть ли напряжение мышц вокруг рта и в других частях лица. Они признак заикания, а не запинок.
- Обратите внимание на изменения при снижении темпа речи. Попросите ребёнка говорить медленнее. Если речь станет более чистой, то проблема в запинках, а если значительно ухудшится, то у малыша заикание.
- Проанализируйте, в какие моменты проблемы с речью усиливаются. Запинки будут становиться чаще и заметнее в моменты возбуждения и активности, а заикание будет постоянным.
- Продолжительность явления. Запинки – лишь временное ухудшение. В течение 2-3 недель они начнут пропадать, речь станет чище. Но если проблема проявляется сильнее с течением времени, то без помощи специалистов и полноценного лечения обойтись не удастся.
Диагностика
Для того чтобы определить, что конкретно происходит с малышом и какая помощь ему необходима, стоит обратиться к специалистам. Отличить запинки от заикания может профессиональный логопед. Но наиболее верным способом точно понять, что происходит с ребёнком, будет обращение к неврологу и прохождение полноценной диагностики. [3]
После проведения логопедических тестов для подтверждения диагноза возможно прибегнуть к методам аппаратной диагностики:
- Видео ЭЭГ. Подобный способ позволит отследить не только особенности работы мозга, но и то, как они проявляются в поведении малыша.
- ЗВП и ССВП проводятся для уточнения результатов ЭЭГ и выявления конкретной проблемы в работе мозга.
Коррекция речевых запинок
Главное, чем отличаются запинки от заикания, — это методы их преодоления. В отличие от логоневроза в обычных ситуациях запинки не требуют медикаментозного лечения и прохождения длительного курса коррекции и работы с психологом. Исключения составляют случаи, когда запинаться ребёнок начал после тяжелейшего стресса.
Естественность запинок у некоторых детей с быстрым развитием, однако, не означает, что корректировать это состояние не надо. Отклонения от нормальной речи – это всегда тревожные состояния, которые необходимо проверить, обратившись к специалистам, и по возможности помочь малышам преодолеть как можно быстрее.
Для коррекции запинок необходимо:
- Проконсультироваться с детским психологом, чтобы уточнить причину возникновения такой проблемы, при необходимости прибегнуть к корректирующей терапии. Одной из наиболее действенной в таком случае считается сказкотерапия.
- Пройти курс специализированного расслабляющего массажа.
- Записаться на занятия в бассейн или дома чаще активно играть в ванной во время водных процедур.
- Посетить логопеда, если запинки делают речь непонятной. Специалист сможет подсказать действенные упражнения на развитие дыхания. Это поможет лучше контролировать речь и выровнять её темп.
Лечение заикания
Из-за различий происхождения заикания и запинок значительно отличается подход к коррекции этих проблем с речью. Для того чтобы навсегда избавиться от запинок, достаточно пройти курс занятий с логопедом и немного поменять подход к ребёнку. А вот чтобы побороть заикание, придётся пройти полноценный курс лечения. [4]
Так как причины возникновения этого отклонения индивидуальны, то при подборе терапии врач обращает внимание не только на результаты диагностики, но и на причину возникновения проблемы, особенности ребёнка, обстоятельства его жизни. Только после этого разрабатывается индивидуальная комплексная терапия.
Она может включать в себя:
- Курс занятий с логопедом.
- Посещения психолога, работу через родителей и напрямую с малышом.
- Массажи.
- Комплексы упражнений.
- Физиотерапию. Чаще всего применяются транскраниальная магнитная стимуляция, вихревые магнитные поля, биорезонанс, КВЧ, БОС терапия.
- Медикаменты.
Профилактика проблем с речью
Так как и первое и второе состояние являются индивидуальными особенностями, появление которых спрогнозировать практически невозможно, а каждый случай у ребёнка уникальный, то конкретных способов избежать подобных проблем с речью практически нет. Единственное, что могут сделать родители для предупреждения дефектов – создать максимально комфортную среду и внимательно следить за изменениями в речи в первые годы её развития.
Чтобы снизить вероятность развития заикания и запинок, психологи советуют:
- Выстроить режим дня и придерживаться его. Малышу необходимо дозировать активность и отдых.
- Оградить от того, что может сильно испугать, особенно по вечерам.
- Создание спокойной домашней обстановки. Важно не только доброе и заботливое отношение к малышу, но и отсутствие конфликтных ситуаций между близкими родственниками.
- Контроль осанки, мышц воротниковой зоны. Для того чтобы исключить возможные проблемы, стоит регулярно проходить курсы массажа или записаться в бассейн.
- Контроль за речью малыша. Важно с самого начала обучить его говорить правильно, произнося слова на выдохе.
- Разговаривать с ребёнком спокойным тоном, чётко проговаривая слова, не коверкая их.
Список использованной литературы:
- ^ Constantino C, Campbell P, Simpson S. “Stuttering and the social model.” J Commun Disord. 2022 Mar-Apr;96:106200. doi: 10.1016/j.jcomdis.2022.106200. Epub 2022 Feb 23. PMID: 35248920.
- ^ Zibelman R. “Stuttering.” Am Fam Physician. 1982 Mar;25(3):161-3. PMID: 7064753.
- ^ Goldfarb JH, Orpella J, Jackson ES. “Eliciting Stuttering in School-Age and Adolescent Stutterers in Experimental Settings.” J Speech Lang Hear Res. 2023 May 9;66(5):1631-1638. doi: 10.1044/2023_JSLHR-22-00626. Epub 2023 Apr 14. PMID: 37059075; PMCID: PMC10465159.
- ^ Laiho A, Elovaara H, Kaisamatti K, Luhtalampi K, Talaskivi L, Pohja S, Routamo-Jaatela K, Vuorio E. “Stuttering interventions for children, adolescents, and adults: a systematic review as a part of clinical guidelines.” J Commun Disord. 2022 Sep-Oct;99:106242. doi: 10.1016/j.jcomdis.2022.106242. Epub 2022 Jun 16. PMID: 35751980.