г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Отличие запинки и заикания

Родители, внимательно следящие за темпом и особенностями речи своих начинающих говорить детей, могут заметить отклонения от нормы, прерывистость, повторение одних и тех же звуков и решить, что у малыша началось заикание. Но это может быть не так. Очень похоже на заикание на ранних стадиях развития в формирующейся речи человека звучат запинки. Эта особенность имеет совершенно другие причины возникновения, механизм и способы коррекции.

Именно поэтому, перед тем как обратиться к специалистам, стоит разобраться, как отличить заикание от запинок. [1]

Речевые запинки и заикание сильно похожи, но всё же есть важнейшая разница между ними: одно явление – вариант нормы, а второе – патология, требующая коррекции.

Заикание – это нарушение ритма речи из-за судорожной деятельности в области речевого аппарата. На неправильное произнесение слов в первую очередь влияет специфическое поведение ЦНС. [2]

Что такое заикание и отличие запинки и заикания

Если запинки – особенность малышей, которые только учатся говорить, то заикание может появиться в раннем детстве, а может начаться в подростковом возрасте или у взрослых людей после травмы головы или серьёзного пережитого стресса. 

Главными признаками заикания являются:

  • Растягивание звуков. 
  • Произносимое слово прерывается затянувшейся паузой. 
  • Спотыкается на слове или конкретном звуке, пытается несколько раз начать выговаривать одно и то же. 
  • Нервные тики во время приступа. 
  • Повышенная тревожность, сопровождаемая другими неврологическими нарушениями.

Заикание и запинание звучат крайне похоже на начальном этапе, но имеют отличие в физиологии возникновения. 

Что такое запинки?

Физиологические запинки называются итерации и встречаются достаточно часто. Главной причиной их возникновения становится слишком хорошее и быстрое развитие. Из-за развитого мышления речевой аппарат просто не успевает обработать мысль, которую хочет высказать ребёнок. 

Что такое запинки и отличие запинки и заикания

В период, когда речь активно формируется и развивается, особенно при переходе от слов к предложениям, ребёнок может начать повторять несколько раз звуки, с которых начинается или которыми заканчивается слово. В большинстве случаев они проявляются у легковозбудимых малышей или тех, кто значительно опережает развитие по возрасту. Судороги, из-за которых происходит заикание, не появляются.

Но если малыш возбудится, он начнёт запинаться и повторять одни и те же звуки. Но усиливаться такое состояние не будет. А чтобы речь стала более разборчивой, человеку чаще всего просто необходимо успокоиться. 

Запинки в речи у ребёнка считаются нормой, так как проходят как правило самостоятельно через какое-то время, когда развитие речевого аппарата догонит мышление.

Если подобный дефект речи проявился, просто понаблюдайте за малышом. Если в течение нескольких недель он сойдёт на нет или станет менее заметным, то это именно запинки, являющиеся физиологической нормой, а значит, помощь логопеда вам не понадобится.

Как отличить заикание от запинок?

В период активного пополнения словаря, усложнения речи в 2-5 лет у детей необходимо особенно пристально следить за тем, как они говорят, чтобы вовремя заметить и скорректировать отклонения. Но некоторые речевые проблемы очень похожи друг на друга на слух, хотя имеют совершенно разное происхождение, а значит, и методы коррекции.

Как отличить заикание от запинок

Одними из таких речевых близнецов являются запинки и заикания у детей, отличиями первых от вторых являются:

  • Наличие судорог и тиков. Когда у малыша проявляются проблемы в разговоре, обратите внимание, есть ли напряжение мышц вокруг рта и в других частях лица. Они признак заикания, а не запинок. 
  • Обратите внимание на изменения при снижении темпа речи. Попросите ребёнка говорить медленнее. Если речь станет более чистой, то проблема в запинках, а если значительно ухудшится, то у малыша заикание. 
  • Проанализируйте, в какие моменты проблемы с речью усиливаются. Запинки будут становиться чаще и заметнее в моменты возбуждения и активности, а заикание будет постоянным. 
  • Продолжительность явления. Запинки – лишь временное ухудшение. В течение 2-3 недель они начнут пропадать, речь станет чище. Но если проблема проявляется сильнее с течением времени, то без помощи специалистов и полноценного лечения обойтись не удастся. 

При сомнениях стоит обратиться к логопеду. Используя специальные методики диагностики, специалист сможет определить, в чём именно заключается проблема.

Диагностика

Диагностика и отличие запинки и заикания

Для того чтобы определить, что конкретно происходит с малышом и какая помощь ему необходима, стоит обратиться к специалистам. Отличить запинки от заикания может профессиональный логопед. Но наиболее верным способом точно понять, что происходит с ребёнком, будет обращение к неврологу и прохождение полноценной диагностики. [3]

В самом начале врач собирает анамнез. Важно понимать, когда возникли проблемы с речью, что этому предшествовало. Также важную роль играет характер ребёнка, его активность, восприимчивость, нервозность.

После проведения логопедических тестов для подтверждения диагноза возможно прибегнуть к методам аппаратной диагностики:

  • Видео ЭЭГ. Подобный способ позволит отследить не только особенности работы мозга, но и то, как они проявляются в поведении малыша. 
  • ЗВП и ССВП проводятся для уточнения результатов ЭЭГ и выявления конкретной проблемы в работе мозга. 

Только полностью удостоверившись в здоровье нервной системы малыша, можно утверждать, что у него лишь временные запинки, а не полноценное заикание. 

Коррекция речевых запинок

Главное, чем отличаются запинки от заикания, — это методы их преодоления. В отличие от логоневроза в обычных ситуациях запинки не требуют медикаментозного лечения и прохождения длительного курса коррекции и работы с психологом. Исключения составляют случаи, когда запинаться ребёнок начал после тяжелейшего стресса.

Коррекция речевых запинок и отличие запинки и заикания

Естественность запинок у некоторых детей с быстрым развитием, однако, не означает, что корректировать это состояние не надо. Отклонения от нормальной речи – это всегда тревожные состояния, которые необходимо проверить, обратившись к специалистам, и по возможности помочь малышам преодолеть как можно быстрее. 

Для коррекции запинок необходимо:

  • Проконсультироваться с детским психологом, чтобы уточнить причину возникновения такой проблемы, при необходимости прибегнуть к корректирующей терапии. Одной из наиболее действенной в таком случае считается сказкотерапия. 
  • Пройти курс специализированного расслабляющего массажа. 
  • Записаться на занятия в бассейн или дома чаще активно играть в ванной во время водных процедур. 
  • Посетить логопеда, если запинки делают речь непонятной. Специалист сможет подсказать действенные упражнения на развитие дыхания. Это поможет лучше контролировать речь и выровнять её темп.

Если же на фоне запинок появились судороги в районе органов артикуляции или нервные тики перед началом или после разговора, значит, у малыша проявилось заикание. В таком случае необходимо посещение невролога.

Лечение заикания

Лечение заикания и отличие запинки и заикания

Из-за различий происхождения заикания и запинок значительно отличается подход к коррекции этих проблем с речью. Для того чтобы навсегда избавиться от запинок, достаточно пройти курс занятий с логопедом и немного поменять подход к ребёнку. А вот чтобы побороть заикание, придётся пройти полноценный курс лечения. [4]

Так как причины возникновения этого отклонения индивидуальны, то при подборе терапии врач обращает внимание не только на результаты диагностики, но и на причину возникновения проблемы, особенности ребёнка, обстоятельства его жизни. Только после этого разрабатывается индивидуальная комплексная терапия.

Она может включать в себя:

  • Курс занятий с логопедом. 
  • Посещения психолога, работу через родителей и напрямую с малышом. 
  • Массажи. 
  • Комплексы упражнений. 
  • Физиотерапию. Чаще всего применяются транскраниальная магнитная стимуляция, вихревые магнитные поля, биорезонанс, КВЧ, БОС терапия.
  • Медикаменты. 

Также важным для полного выздоровления будет помощь окружающих взрослых. Специалист объяснит правила общения с ребёнком, которые позволят вселить в него уверенность в своих силах, помочь справиться с возникшей проблемой, а не уходить в себя и не отказываться от общения из-за трудностей.

Профилактика проблем с речью

Так как и первое и второе состояние являются индивидуальными особенностями, появление которых спрогнозировать практически невозможно, а каждый случай у ребёнка уникальный, то конкретных способов избежать подобных проблем с речью практически нет. Единственное, что могут сделать родители для предупреждения дефектов – создать максимально комфортную среду и внимательно следить за изменениями в речи в первые годы её развития.

Профилактика проблем с речью и отличие запинки и заикания

Чтобы снизить вероятность развития заикания и запинок, психологи советуют:

  • Выстроить режим дня и придерживаться его. Малышу необходимо дозировать активность и отдых. 
  • Оградить от того, что может сильно испугать, особенно по вечерам. 
  • Создание спокойной домашней обстановки. Важно не только доброе и заботливое отношение к малышу, но и отсутствие конфликтных ситуаций между близкими родственниками. 
  • Контроль осанки, мышц воротниковой зоны. Для того чтобы исключить возможные проблемы, стоит регулярно проходить курсы массажа или записаться в бассейн. 
  • Контроль за речью малыша. Важно с самого начала обучить его говорить правильно, произнося слова на выдохе. 
  • Разговаривать с ребёнком спокойным тоном, чётко проговаривая слова, не коверкая их.

Если же проблемы с речью всё же возникли, не стоит надеяться на то, что они пройдут самостоятельно, ведь чем раньше будет начата коррекция, тем быстрее возможно полное восстановление.

Список использованной литературы:

Показать/скрыть

  1. ^ Constantino C, Campbell P, Simpson S. “Stuttering and the social model.” J Commun Disord. 2022 Mar-Apr;96:106200. doi: 10.1016/j.jcomdis.2022.106200. Epub 2022 Feb 23. PMID: 35248920.
  2. ^ Zibelman R. “Stuttering.” Am Fam Physician. 1982 Mar;25(3):161-3. PMID: 7064753.
  3. ^ Goldfarb JH, Orpella J, Jackson ES. “Eliciting Stuttering in School-Age and Adolescent Stutterers in Experimental Settings.” J Speech Lang Hear Res. 2023 May 9;66(5):1631-1638. doi: 10.1044/2023_JSLHR-22-00626. Epub 2023 Apr 14. PMID: 37059075; PMCID: PMC10465159.
  4. ^ Laiho A, Elovaara H, Kaisamatti K, Luhtalampi K, Talaskivi L, Pohja S, Routamo-Jaatela K, Vuorio E. “Stuttering interventions for children, adolescents, and adults: a systematic review as a part of clinical guidelines.” J Commun Disord. 2022 Sep-Oct;99:106242. doi: 10.1016/j.jcomdis.2022.106242. Epub 2022 Jun 16. PMID: 35751980.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×