Таблетки для памяти для детей
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Головной мозг регулирует жизнедеятельность организма человека, наше сознание, интеллектуальные способности. Крайне важными для взрослых выступают память и мышление, которые закладываются и развиваются в детском возрасте. [1]
Содержание статьи:
Почему память ухудшается
Вопрос, что дать пить ребёнку, какие таблетки и препараты для улучшения памяти, умственного развития, активности внимания и работы мозга действительно помогут, до сих пор остаётся острым.
Родители нередко сталкиваются с ситуацией, когда от рождения, у ребёнка не возникало проблем с познанием мира. Малыш запоминал текстовую, слуховую или зрительную информацию, потом мог её воспроизвести.
А после поступления в школу, или позже, в подростковом периоде, возникали проблемы. Ещё вчера внимательный и успевающий школьник, сегодня внезапно не запомнил стихотворение.
Причины для приёма лекарств
Как правило, у детей и подростков ухудшается память из-за таких проблем:
- Педагогическая запущенность. Если с малышом не занимались с первых лет жизни, то к школьным годам когнитивные функции развиты у них слабо. С началом учебных нагрузок в школе это приводит к проблемам, неуспеваемости.
- Черепно-мозговые травмы. Причём последствия удара могут проявляться не только сразу после получения, но и спустя месяцы и даже годы.
- Хроническая патология нервной системы, начавшая прогрессировать из-за дополнительной нагрузки.
- Новообразования в мозгу. К счастью – редкость. Однако доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать причиной резкого спада уровня памяти у маленьких пациентов.
- Нарушение мозгового кровообращения из-за заболеваний сосудов или шейного отдела позвоночника.
- Последствия перенесённых соматических болезней, тяжёлых инфекционных процессов.
- Истощение психики из-за хронического стресса, постоянных физических и умственных нагрузок, недосыпания.
- Обнаруженный и подтверждённый ранее диагноз задержки речевого или психологического развития.
- Сезонная или хроническая нехватка полезных веществ и витаминов, нужных для развития мозга у детей.
- Прогрессирование сердечной, лёгочной или почечной недостаточности, врождённые аномалии. [2]
- Результат употребления некоторых лекарственных препаратов без назначения врача.
Чаще, неврологи советуют, какой конкретно препарат для улучшения памяти и внимания концентрации работы мозга, стимуляции ума пропить детям – школьникам в 7 лет. Ведь это крайне тяжёлый возраст в детстве: переход в новую школьную жизнь, когда нагрузки на интеллект возрастают быстро и многократно.
Чтобы поступление в школу и переход на новый ритм жизни, в том числе интеллектуальной, прошёл для малыша мягко, стоит заняться подготовкой, в том числе и с помощью медикаментов, к этому событию за 1-2 года до начала школьной жизни.
Опасные препараты
Распространённой причиной внезапно развившихся проблем с памятью у детей, становится использование лекарственных препаратов. Бесконтрольное, или по нужде, для лечения острых и хронических болезней.
Негативно на функциях мозга сказываются:
- Антигистаминные препараты. Следствием применения средств от аллергии, становится угнетение нервной системы. Отсюда, при постоянном употреблении таких лекарств, проявляется результат в виде снижения памяти.
- Успокоительные и снотворные напрямую влияют на нервную систему, снижая возбудимость и внимание. Внешняя информация усваивается крайне трудно. На фоне приёма препаратов этой группы, более выражено страдает краткосрочная память.
- Противосудорожные лекарства, которые используются для лечения эпилепсии, гиперактивности. [3] Принцип действия таких веществ – ослабление электрических импульсов в мозгу. Вместе с этим приходит и потерянная концентрация, что мешает информации запоминаться.
Однократное или эпизодическое применение лекарств такого типа не причинит вреда. Однако регулярное использование без поддерживающих препаратов снизит интеллектуальные способности.
Виды препаратов, улучшающих память детей
Стоит помнить, что волшебной таблетки для улучшения памяти и внимания, работы мозга, для детей и школьников не существует.
Доступные и действенные препараты в таблетках для улучшения памяти и внимания у детей содержат в качестве действующего вещества:
- Аминокислоты, аналоги или предшественники нейромедиаторов. Также в препараты этого типа включены вещества, оказывающие воздействие на синтез аминокислот в мозгу. Средства оказывают антитоксичное действие, очищают мозг от продуктов жизнедеятельностей, токсинов. Есть такие, что снижают психоэмоциональное напряжение, мешающее работе памяти и внимания, стимулируют познавательные функции.
- Гопантеновую кислоту. Используется для улучшения процессов обмена в клетках мозга, относится к категории ноотропов. Улучшает метаболизм нейронов, помогает клеткам очищаться от продуктов жизнедеятельности. Оказывает одновременно мягкий седативный и стимулирующий эффект.
- Производные пирролидона служат для улучшения обменных процессов и циркуляции полезных веществ в головном мозгу. К этой категории относятся первые средства группы ноотропов – пирацетам. Не рекомендуют использовать для маленьких детей. У школьников и подростков, при приёме препаратов могут повышаться показатели памяти, внимания и других когнитивных функций. [4]
- Нейромодуляторы – своеобразные детские ноотропы, которые избавляют ребёнка от проблем, ухудшающих память. Используются для лечения заболеваний нервной системы, нарушений сна. Не исключено, что помогут улучшить показатели обучаемости на фоне нагрузок в школе и университете.
Для улучшения кровообращения и мозговой деятельности, положительно влияющей на активность, память и внимание, детям прописывают конкретные таблетки с учётом состояния их мозгов и того типа воздействия, которое им требуется.
Для чего ноотропы назначают детям?
Препараты этой группы относятся к категории эффективных лекарств для ума и памяти, улучшения внимания, подходящих для мозга ребёнка–школьника.
Таблетки этой группы могут рекомендовать при появлении различных симптомов:
- Повышенная возбудимость, неспособность контролировать поведение в соответствии с нормой для возраста.
- Нарушения сна. Имеется в виду регулярная неспособность проспать среднюю норму сна, проблемы с засыпанием, кошмарами или хождением в сонном состоянии. При этом проводится дополнительное обследование для определения причин.
- Двигательные и речевые расстройства. Врождённые и обнаруженные в позднем детском возрасте, или приобретённые из-за заболеваний и отсутствия должного ухода.
- Резкое снижение концентрации внимания на фоне стресса, повышенной нагрузки или перенесённых заболеваний нервной системы.
- Последствия перенесённых черепно-мозговых травм. [5] У школьников, к сожалению, такие эпизоды не редкость.
- Резкое снижение памяти, которое вызвано переутомлением, истощением нейронных структур. Здесь, кроме лекарств, нужно обеспечить мозг ресурсами: рациональное питание, витамины.
Лекарство для улучшения мозговой деятельности и активности памяти у детей, обязательно назначается, если в раннем детстве обнаружены риски, что подобная проблема может возникнуть.
Возможно, в садике или перед школой, даже был поставлен конкретный диагноз:
- умственная отсталость ;
- синдром гиперактивности (СДВГ);
- нарушения психической активности;
- неспособность к социальной адаптации;
- перинатальная энцефалопатия (врождённая или приобретённая в родах органическая патология мозга).
Лекарства этой группы не только служат средством помощи для ребят с проблемами. Врачи используют их как способ ускорения развития ослабленных когнитивных навыков или при повышенных интеллектуальных нагрузках.
Лучшие средства для улучшения памяти
Часто, заметив, что после поступления на учёбу в 7-8 лет или уже позже в 12 при переходе в среднее звено, встаёт вопрос, что можно дать попить ребёнку-школьнику для улучшения работы мозга, концентрации внимания, какие таблетки подавать для памяти. Желание родителей улучшить успеваемость ребёнка, сделать так, чтобы нагрузки ему давались легче, объяснимо.
Внушающими доверие препаратами для школьников и подростков считаются:
- «Глицин» – мягко действующее средство, которое безопасно давать школьникам с первого класса. Снижает уровень стресса и нервной возбудимости, повышая умственную активность. Начинать принимать стоит перед важными контрольными, экзаменами, ответственными тестами. Или после пережитого нервного потрясения.
- «Витрум мемори» – препарат, содержащий компоненты растительного происхождения (гинкго билоба). Помогает улучшить память и восстановить уровень внимания в периоды плохого самочувствия. Механизм работы – борьба с гипоксией и улучшение снабжения мозга кислородом.
- «Пирацетам» – разрешён для приёма с младшего школьного возраста, но используется подростками и студентами. Активный компонент стимулирует мозговую деятельность, помогает нейронам выживать в условиях гипоксии. Повышает внимание и память.
- «Фенотропил» – стимулирует синтез серотонина и норадреналина. Направленность – повышение содержания кислорода в крови, улучшение питания мозговой ткани. За счёт этого стимулирует повышение интеллектуальных способностей, снижает тревожность. Не вызывает привыкания, эффект достигается после приёма первой таблетки.
- «Пикамилон» снижает тревожность, улучшает работоспособность мозга, способствует концентрации внимания и улучшению памяти. Результативен при речевых расстройствах. Препарат рассчитан на применение курсами, имеет накопительный эффект.
При выборе того, какие таблетки для повышения умственной работоспособности и средства для улучшения памяти давать детям, стоит обращать внимание на степень натуральности лекарства, список действующих веществ, ограничения.
Разумеется, список не полный и не исчерпывающий.
Если у ребёнка есть проблемы с интеллектуальным развитием – обратитесь для диагностики и лечения в клинику.
Опытный доктор поможет разобраться, в чём причина проблемы и как развить ребёнку внимательность, способность запоминать.
Список использованной литературы
- ^ Baddeley, A. “The fractionation of working memory.” Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America 93,24 (1996): 13468-72.
- ^ Woodward, Lianne J et al. “Visuospatial working memory of children and adults born very preterm and/or very low birth weight.” Pediatric research, 10.1038/s41390-021-01869-w. 18 Dec. 2021.
- ^ Barton, Sarah et al. “Memory dysfunction in school-aged children exposed prenatally to antiepileptic drugs.” Neuropsychology 32,7 (2018): 784-796.
- ^ Di Ianni, M et al. “The effects of piracetam in children with dyslexia.” Journal of clinical psychopharmacology 5,5 (1985): 272-8.
- ^ Iznak, E V et al. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova 110,5 Pt 1 (2010): 27-32.
- ^ Deberdt, W. “Interaction between psychological and pharmacological treatment in cognitive impairment.” Life sciences 55,25-26 (1994): 2057-66.