Учёба аутистов в обычной школе
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Обучение аутистов в общеобразовательной школе в странах бывшего Советского Союза началось только в 1990-е годы. До этого ребята с поставленным диагнозом РАС обучались на дому. К ним приходили учителя, или детей оформляли в специализированные школы. В отдельных регионах такие детки считались «необучаемыми», хотя между аутизмом и умственной отсталостью масса отличий. Что приводило к невозможности социализировать и выявить их сильные стороны. [1]
Как правило, малыши идут в первый класс после нескольких лет терапии и коррекционной работы. Ведь родители и их помощники не оставляют малыша без внимания. Первым делом, такого ребёнка нужно научить говорить.
Однако первый год обучения, всё равно становится для них крайне тяжёлым.
Ребёнок не только будет постигать разнообразные науки, но и станет учиться общению в социуме.
Он начнёт познавать социальные нормы поведения, попробует себя в различных ролях. В итоге, такой опыт положительно отражается на дальнейшей жизни аутистов.
Содержание статьи:
Может ли аутист учиться в обычной школе?
Люди, работающие с детьми-аутистами, согласны, что учёба в обычной школе, как и общение со сверстниками в других ситуациях, положительно сказываются на дальнейшем развитии.
К сожалению, возможность ресоциализации через школу доступна не всем детям, так как РАС бывает разных видов.
По силе проявления симптомов традиционно людей с аутизмом делят на 4 группы: с 4 – лёгкой, до 1 – самой тяжёлой.
Ребята с 4 и 3 формой РАС способны обучаться в общеобразовательной школе, даже по общей программе.
Для детей со 2 формой дело обстоит хуже. Они способны на развитие, но при условии специально для них разработанной адаптивной программы с параллельной коррекционной работой.
Не исключена ситуация, когда учащиеся с таким диагнозом зачисляются в первый класс и достигают успехов в учёбе. Важно, по какой программе учатся дети – аутисты, какие дополнительные меры для их развития предпринимаются.
Типичные условия, нужные в учебном учреждении:
- наличие в первое время, на период адаптации, тьютора, облегчающего процесс взаимодействия ученика с классом, учителями, новыми видами деятельности;
- адаптированная учебная программа;
- ресурсные классы;
- параллельно ведущаяся терапия, работа с психологами, логопедами.
Не стоит забывать, что людям с РДА предварительно следует привить навык обучения. То есть – научить получать и накапливать информацию. По сложности для них это как освоение второго языка для среднего человека. Выполнив эту задачу, аутист удачно адаптируется, преодолевает ограничения, вызванные своим расстройством. [2]
Подготовка к школе
Аутизм в лёгкой форме – не помеха обучению в школе. Но это не значит, что дошкольник с диагнозом, 1 сентября войдёт в класс и там освоится без предварительной подготовки. Перед этим нужно провести работу по подготовке человека к новым условиям, ежедневному выполнению учебных задач.
Педагоги-коррекционщики, на этапе подготовки к школе должны сформировать у ребёнка следующие навыки:
- Адекватно относиться к учителю, воспринимать его слова как указание к действию.
- Привыкнуть к новым условиям занятий, в том числе к типичным помещениям: классам с партами, спортзалу, раздевалкам, столовой.
- Выработать необходимые социально-бытовые навыки.
- Развить мотивацию, показать, что учёба интересна. Это делается на основе личных пристрастий маленького пациента. Сначала выясняется, что его интересует больше всего, затем составляются учебные задачи, где в центре будут новые факты об интересующей сфере.
Также прорабатываются навыки, необходимые для эффективного обучения:
- Концентрация на выполняемом действии. Способность выполнять последовательную цепочку действий.
- Сосредоточение на отдельных предметах, которые используются строго по назначению. Касается школьных принадлежностей.
- Работа в группах или при помощи других людей. Сначала развивается в форме игры с несколькими участниками – близкими родственниками. Затем сотрудниками коррекционной работы и сверстниками.
- Понимание слоговой структуры слов и умение показать это разделение различными физическими действиями.
Нельзя заранее сказать, что ребёнок будет готов пойти в общеобразовательное учреждение со своими сверстниками по возрасту.
Как помочь адаптироваться
Ученик с РАС в классе – это дополнительная нагрузка для педагога. Особенно, если ранее учитель не сталкивался с подобным отклонением.
Если в классе есть ребёнок с аутизмом, который только привыкает к этой системе, учителю стоит обратить внимание на советы специалистов и действовать так, чтобы сделать обучение максимально комфортным:
- Предупреждайте класс заранее о будущей смене деятельности, чтобы это не стало неожиданностью, вызывающей стресс у медленно перестраивающихся аутистов.
- Не заостряйте внимание на посторонних действиях в процессе слушания материала. Рисование, прикосновения к любимой игрушке, помогают таким ребятам успокоиться и сосредоточиться.
- Молчаливо позвольте отвлекаться, временно покидать своё место и двигаться. Аутическое расстройство приводит к повышенной утомляемости, неспособности сразу усвоить большое количество материала.
- Разрешайте носить с собой важную для ученика вещь в разных помещениях, чтобы чувствовать себя более спокойным.
- Давайте простое, регулярное задание с повторяющимися действиями. Например, раздавать листы для рисования, собирать и сортировать книги.
Аутизм не помеха обучению в массовой школе, если учителя знают, как учить. Соблюдая условия предварительной подготовки, продолжая работу до завершения адаптации, можно вырастить из ребёнка великого человека. Да, среди известных людей встречаются аутисты.
Список использованной литературы
- ^ Hawlader, Mohammad Delwer Hossain et al. “Prenatal, perinatal, and postnatal determinants of autism spectrum disorder (ASD) in Bangladesh: A school-based comparative study.” Asian journal of psychiatry, vol. 54 102304. 10 Jul. 2020, doi:10.1016/j.ajp.2020.102304.
- ^ Alkire, Diana et al. “Explaining Variance in Social Symptoms of Children with Autism Spectrum Disorder.” Journal of autism and developmental disorders, 10.1007/s10803-020-04598-x. 16 Jul. 2020, doi:10.1007/s10803-020-04598-x.
- ^ Schott, Whitney et al. “Service Use and Unmet Needs Among Adults with Autism Awaiting Home- and Community-Based Medicaid Services.” Journal of autism and developmental disorders, 10.1007/s10803-020-04593-2. 15 Jul. 2020, doi:10.1007/s10803-020-04593-2