Как улучшить память ребёнку?
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Малыши, как правило, впитывают информацию как губка, показывая ошеломляющие результаты. Бывают и случаи, когда у ребенка-школьника возникают проблемы, и требуется дополнительное улучшение памяти и внимания с помощью специальных упражнений и игр. [1]
Содержание статьи:
Возрастные нормы формирования памяти
Для юного возраста критерии количества запоминаемой информации о внешнем мире – свои.
У младенцев на первое место выходит память тактильная, обонятельная и осязательная: малыш узнает маму по запаху, голосу. Дальше важность приобретает зрительное запоминание: дом, постель, члены семьи. С возрастом “подтягивается” оперативная (кратковременная) и долговременная память – важны в обучении. Не менее важны ещё два типа когнитивной функции: непроизвольная, когда запоминаются события, не относящиеся к цели, и произвольная способность выучит то, что требуется.
Родители могут заметить, когда у ребёнка страдает один из видов способности к запоминанию: теряет игрушки, телефон, приходит домой без портфеля и т.д.
Критерии зрелого запоминания для младших школьников:
- Продолжает формироваться образная память. Входят в гармонию зрительная, слуховая, вкусовая, двигательная и тактильная стороны этой функции.
- Сформированный навык произвольного запоминания. Усваивается не случайная информация, а заучивается конкретная. Это связано с необходимостью обучения навыкам и школьным предметам.
- Владение методиками запоминания. Выбор подходящей для каждого конкретного случая: внимательное рассматривание, многократное повторение, разделение информации на небольшие блоки и заучивание постепенно.
- Самоконтроль на уровне узнавания. Сталкиваясь со знакомыми данными, например, рассказом или стихами, ребёнок узнает, что уже учил такие тексты.
Тренировка для памяти и внимания у детей – школьников 8-9 лет крайне важна. В таком возрасте нагрузка на эти функции возрастает многократно из-за учебной нагрузки.
Причины плохого запоминания
Родители нередко замечают, что когнитивные функции у ребёнка развиваются в меньшем объёме, чем необходимо.
Подобное может возникать в силу ряда причин:
- Регулярные стрессы, которые в таком возрасте крайне отрицательно сказываются на здоровье будущего взрослого. [2] Причём родители могут сами не замечать состояние малыша, если он не рассказывает о переживаниях родным.
- Сезонная нехватка витаминов, сильнее в конце зимы и ранней весной. Влияют ещё и перенесённые ранее соматические заболевания.
- Переутомление, психическое и физическое. Из-за нагрузки в школе и дополнительных занятий часто не удаётся выстроить правильный режим работы и отдыха. Приводит такое к накоплению усталости.
- Черепно-мозговые травмы. При этом последствия причинённого вреда может сказываться и спустя недели, месяцы.
- Органическое поражение тканей головного мозга. В том числе формирование доброкачественных и злокачественных опухолей.
- Врождённая или приобретённая задержка речевого и общего развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
- Проблемы с кровообращением в голове: спазм на фоне вегетососудистой дистонии, врождённые аномалии сосудов головы, шеи.
- Недостаток нагрузки. Память, как и другие когнитивные функции, развивается, но её нужно тренировать.
Как правило, в раннем возрасте, запас прочности и гибкость нейронов феноменальны. Плохая память и проблемы с вниманием поддаются корректировке, если делом заниматься профессионально.
Как улучшить?
К проблеме нужно подходить серьёзно и комплексно. Для того чтобы улучшить память и не сталкиваться больше с такой проблемой, стоит пройти обследование в специализированном центре, где маленькому пациенту подберут маршрут по избавлению от проблемы.
В качестве действенных методов, помогающих как улучшить память ребёнку 7, 8 или 9 -10 лет, так и внимание, работу мозга у школьников 11-12 лет, эффективны:
- Систематическое выполнение комплексов специальных упражнений, направленных на тренировку этой когнитивной функции.
- Регулярное чтение книг и обсуждение сюжета с родителями, сверстниками. Заучивание стихов, поговорок, загадок.
- Совместные игры, требующие задействование памяти.
- Пересмотр питания и распорядка дня. Важно, чтобы школьник полноценно отдыхал и восстанавливался. В рационе должны преобладать богатые витаминами и микроэлементами продукты.
Дальше посмотрим подробнее, как помочь малышу сформировать навыки запоминания, облегчить память, обучение.
Специальные упражнения для мозга
После тщательного исследования особенностей ребёнка медики подбирают методики, которые будут результативны для конкретного случая. [3]
Рассмотрим подробнее те, что считаются наиболее действенными.
«Вечерний обзор»
Создайте правило по вечерам рассказывать о том, как прошёл день, выстраивая события в хронологической последовательности. Важно вспомнить все этапы дня.
При введении привычки можно задавать наводящие вопросы, но через некоторое время, привыкнув, дети самостоятельно рассказывают обо всех событиях. Более сложный вариант – рассказывать о случившемся за день с конца в начало. То есть с вечерних событий к пробуждению.
«Что изменилось?»
Перед ребёнком выкладывается ряд знакомых предметов (карандаши, ручки, ластики, значки), дают 10-20 секунд на запоминание. Затем школьник закрывает глаза и досчитывает до 20.
В этот момент порядок предметов перед ним меняется. После открытия глаз, тренируемый должен ответить, какие вещи лежат не на своём месте.
«Запомни всё»
Выберите какой-нибудь крупный объект интерьера или предмет мебели. Дайте возможность внимательно его рассмотреть, не притрагиваясь при этом. Затем попросите ребёнка закрыть глаза и подробно описать увиденное. Чем больше мелких деталей – тем лучше.
“Найди отличия”
Показываются два очень похожих, но всё-таки имеющих незначительные различия изображения. Ребёнку предлагается определить, что же отличает картинки. Подобное упражнение дополнительно улучшает внимание и концентрацию, позволяет.
Игры
Кроме специальных упражнений, можно развивать когнитивные функции через другой вид деятельности в таком возрасте – игру.
Несколько игр, что улучшают память у детей:
- Игра в повторение слов. Назовите в случайном порядке слова и попросите повторить. Затем поменяйтесь с ребёнком ролями, что позволит ему не только запоминать придуманные вами цепочки, но и фантазировать самостоятельно.
- «Отгадай слово». Взрослый загадывает слово, но не называет. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы и по ответам “ДА” или “НЕТ” определить загаданное.
- «Посмотри и назови». Ведущий называет предмет или характеристику. Ребёнок осматривает пространство, замечая все подходящие под описание вещи, затем закрывает глаза и пробует их назвать.
Положительные эмоции от игры закрепляют достигнутый результат, делая его значительно лучше. [4] Также существуют настольные игры, направленные на развитие памяти и внимания. Приобрести их возможно в детском магазине.
Лишь бы у родителей было время играть с ребёнком.
Советы психолога
Крайне важно не только регулярно заниматься с малышами, но и создавать для них тёплую атмосферу. Чувствуя себя в безопасности и заботе, дети охотнее стремятся развиваться. В таком случае и результаты будут достигнуты быстрее.
Несколько советов психологов о том, как повысить память у ребёнка:
- Чаще занимайтесь с ребёнком в лёгкой игровой форме. В этом возрасте новые навыки через игру усваиваются лучше, чем через строгое обучение.
- Больше смейтесь. Юмор, веселье помогают развивать участки мозга, отвечающие за когнитивные функции.
- Слушайте музыку. [5] Найдите жанр, который нравится ребёнку, и слушайте с ним. Подтолкните к обучению играть на музыкальном инструменте.
- Освойте и периодически делайте гимнастику. Насыщение крови кислородом значительно повышает работоспособность мозга. Занимайтесь укреплением тела, тренируйте ребёнка.
В случае неудачи, когда оздоровление образа жизни не помогает, сдвигов в учёбе и запоминании нет, обратитесь в клинику. Кроме усталости, причин для плохой памяти у ребёнка хватает, их нужно искать и устранять.
Список использованной литературы
- ^Roording-Ragetlie, S et al. “Working memory training in children with borderline intellectual functioning and neuropsychiatric disorders: a triple-blind randomised controlled trial.” Journal of intellectual disability research : JIDR, 10.1111/jir.12895. 10 Nov. 2021, doi:10.1111/jir.12895
- ^ Giovannetti, Federico et al. “Impact of an individualized and adaptive cognitive intervention on working memory, planning and fluid reasoning processing in preschoolers from poor homes.” Child neuropsychology : a journal on normal and abnormal development in childhood and adolescence, 1-30. 15 Nov. 2021.
- ^ Canada, Kelsey L et al. “Developmental changes in episodic memory across early- to mid-childhood: insights from a latent longitudinal approach.” Memory (Hove, England), 1-14. 26 Nov. 2021.
- ^ Kingo, Osman Skjold et al. “Predicting explicit memory for meaningful cartoons from visual paired comparison in infants and toddlers.” Journal of experimental child psychology, vol. 215 105316. 14 Nov. 2021.
- ^ Ginzburg, Jérémie et al. “Development of auditory cognition in 5- to 10-year-old children: Focus on musical and verbal short-term memory.” Developmental science, e13188. 9 Nov. 2021.