Игры для детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Задержка психического развития – патология ЦНС, которая не является неизлечимой. Благодаря методам коррекции ЗПР и совместным действиям родителей и врачей, неврологов и дефектологов, возможно к подростковому возрасту полностью устранить признаки отставания.
Из-за особенностей развития наиболее эффективным и ведущим методом работы с детьми становятся дидактические игры, развивающие мышление и речь в интересном для малышей формате, не вызывая отторжения перед занятиями.
Содержание статьи:
Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР
Незрелость ЦНС и психических функций, проявляющаяся у детей с задержкой психического развития уже в старшем дошкольном возрасте видна учёным и врачам по тому, как они не справляются с характерными для сверстников сложными ролевыми и командными играми. [2]
В отличие от сверстников, такие дети в 5-6 лет имеют ряд особенностей:
- Не умеют придумывать и выстраивать сюжетно-ролевые игры между детьми.
- При наличии вариантов не могут выбрать для себя конкретную игровую роль.
- К игровой деятельности не мотивированы, если считают, что правила слишком сложные, отказываются от взаимодействия с другими.
- Склонны выбирать вариант деятельности, при котором не нужна речь.
- Не хватает воображения, чтобы замещать предметы.
- Неспособны на полёт фантазии. Особенности развития мышления у детей с ЗПР проявляются также в неспособности на полёт фантазии и трудности с формулировкой целей и путей их достижения.
- Не могут сформулировать цель и придумать путь достижения.
Дидактические игры и игрушки для детей с ЗПР, применяемые в ДОУ, должны решать несколько задач:
- Увеличивать словарный запас, развивать чёткость и сложность речи. [3]
- Вырабатывать навыки, необходимы для работы в паре и группе.
- Развитие воображения.
- Тренировка навыка заканчивать начатую деятельность.
- Определять цели, подбирать пути их достижения.
- Расширение знаний об окружающем мире.
- Проработка социальных навыков, проигрывание социальных ролей в обществе и стандартных ситуаций.
Сначала взрослый исполняет роль ведущего или мастера-ведущего в настольных играх. Но как только дети адаптируются, достаточно поймут правила и покажут возможность самостоятельно следовать правилам и алгоритмам, взрослый смещается на роль рядового игрока, уступая ведущую роль детям, показывающим больший прогресс.
К младшему школьному возрасту при постоянной проработке полностью сформируется навык самостоятельной игры без включения взрослого на руководящей роли.
Развивающие игры
Развивающие игры для детей с ЗПР в ДОУ должны соответствовать двум критериям: быть разнообразными и лёгкими и тренировать минимум две проблемные зоны навыков малыша. По этому принципу подбираются игровая деятельность для занятий и свободного времени. Чередование активных и настольных игр, направленных на разные зоны развития, даёт более существенный результат, чем несколько последовательных, направленных на развитие только одного навыка, занятий.
Выполнение простых инструкций
Для успешного взаимодействия ведущий должен озвучивать информацию спокойным, доброжелательным голосом, хвалить играющих, при необходимости использовать тактильный контакт, чтобы помочь обучающемуся сфокусироваться. При этом прикосновение не должно быть насильственным. Лёгкое прикосновение к плечу или спине уже обратит внимание ребёнка на ведущего. [4]
Чаще это подвижные игры:
- «Догонялки». Групповая игра, в которой главную роль исполняет взрослый и игровой предмет. Мягкая игрушка или кукла приходят в группу детей из 4-6 человек, знакомится с каждым, заговаривая и проводя тактильный контакт (пожимая руку). Затем кукла предлагает сыграть в догонялки. Во время игры задача детей – убегать и прятаться, а игрушки – найти и поймать их. При этом пленение должно вызывать радостные громкие эмоции. Игрушка радуется, хвалит ребёнка, обнимает.
- «Возьми, бросай, кати, дай». Тренирует навык выполнения простых команд по образцу. На столе перед ребёнком разложены разнообразные игрушки. Ведущий произносит команду и выполняет действие с определённой вещью. Затем повторяет слово-команду, ребёнок должен повторить действие с той же вещью.
Зрительное внимание
Игры этого типа сочетают развитие мелкой и крупной моторики с улучшением речи, получением знаний об окружающем мире. В сработавшихся группах, достигших прогресса, можно давать командные и парные игры, дополнительно обучая действиям в команде, общению со сверстниками.
- «Сортировка». В объёмную миску или коробку высыпаются мелкие разнообразные предметы: пуговицы, горох, фасоль, бусины. Задача ребёнка — рассортировать предметы по кучкам.
- «Съедобное-несъедобное». Игра для группы ребят с мячом. Ведущий называет слово, а играющий, в которого кинули снаряд, должен понять, обозначает ли оно съедобное и поймать мяч или несъедобное и отбить.
- «Найди одинаковое». На больших листах с большим количеством разнообразных изображений нужно найти одинаковые. Есть и обратное задание. Рядом кладутся похожие картинки, ребёнок должен найти отличия.
- «Выполни по образцу». Повторение действий за взрослым. Перерисовывание последовательности фигур, нанизывание бусин, выкладывание последовательности палочек, шнуровка и так далее.
Результаты
Так как у ребят с ЗПР, в отличие от сверстников, основной деятельностью остаётся игровая, применение подобной стратегии позволяет проводить обучение незаметно, без сопротивления ребёнка.
У участников занятий развиваются необходимые психические реакции, сокращается отставание от нормы. Но необходимо учитывать, что результат появится через 4-10 месяцев регулярных дидактических коррекционных игр.
Благодаря регулярности занятий, у ребёнка с ЗПР происходят заметные сдвиги:
- Увеличивается объём памяти. Лучше работает запоминание на слух, зрительная память.
- Продлевается время сосредоточенности ребёнка на одной задаче.
- Улучшается концентрация внимания.
- Развивается логическое мышление. Ребёнок учится обобщать и разделять на группы по определённым заданным признакам.
- Тренируется лёгкое переключение на различные виды деятельности, включение в другой этап работы.
- Улучшается мелкая моторика рук и пальцев, что положительно влияет на координацию движений.
- Ребята учатся взаимодействовать с другими людьми, работать в команде, распределять обязанности, находить компромиссы.
- Повышается навык самоорганизации. [5]
- Развивается точность речи, увеличивается словарный запас.
Коррекционно-развивающие игры и задания для детей дошкольного возраста с ЗПР должны проводиться не только в садике и на специальных занятиях, но и дома. Это помогает закрепить изученный материал, отработать приобретённое умение. Важно следовать рекомендациям для родителей детей с ЗПР, которые включают регулярные занятия развивающие речь, логическое мышление, увеличивающие словарный запас, знания об окружающем мире, помогающие социализироваться. Важны занятия и в период перехода из садика в школу, так как ребёнку предстоит влиться в новый коллектив и новые условия жизни, которые можно заранее с ним проиграть, чтобы психологически подготовить к изменениям.
Список использованной литературы
- ^ Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицина, И.Г. Бородина. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 216 с.
- ^ Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. — М.: Педагогика, 2007. — 304 с.
- ^ Вольская О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития // Экология человека. — 2006. — № 1. -С. 21-23.
- ^ Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. 1997. № 6. С. 60-64.
- ^ Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. С. 177.