г. Москва, ул. Маршала
Василевского, д. 13, корп. 3
г. Пятигорск, ул. Козлова, д. 8
Для Москвы и МО
8 495 225-76-03
Для регионов
8 800 500-75-03

Работаем для Вас с 1991 года

Пн-Пт: 8:00-19:00
Сб: 9:00-15:00

+7 915 225-76-03

+7(495)225-76-03

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР

Научные исследования последнего столетия показали, что эмоциональная сфера у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет огромное значение для дальнейшего развития. [1] Благодаря ей формируются навыки, необходимые для адаптации в коллективе, окружающем обществе, начала учебной деятельности.

Эмоциональное развитие детей с ЗПР отстаёт от сверстников, особенно это становится заметно к последнему году пребывания в детском саду, поэтому они испытывают трудности с дальнейшей адаптацией и обучением в первом классе.

Эмоциональное развитие в раннем возрасте – основа психического развития и реализованности в основных сферах жизни для маленького ребёнка. У детей с задержкой психического развития особенно заметна значимость этой связи, так как из-за недоразвитости эмоциональной сферы они не способны оценить свои поступки, проанализировать поведение, выявить последствия действий. Они легко внушаемы и стремятся подражать, при этом не понимая сути происходящего. Дополнительно страдает внимание, а из-за этого речь и способность к обучению.

Такие дети испытывают только поверхностные, быстро сменяемые эмоции. Они не могут полностью осознать состояние, облечь его в слова и объяснить, из-за чего теряются, обижаются на самих себя, злятся. Крайняя эмоциональная неустойчивость — одна из основных черт в этот период развития, что, в свою очередь, влияет на речь детей с ЗПР.

Отличительные черты и особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР

Эмоциональная сфера детей с ЗПР характеризуется отличительными чертами и явлениями:

  • Не возникает потребность общаться с окружающими. 
  • Проблемы в выстраивании продуктивных контактов. Ребёнок с ЗПР не понимает правил, по которым идёт общение между сверстниками или со взрослыми, поэтому не может наладить взаимодействие. 
  • Частые и внезапные расстройства. Вспышки страха, повышенная тревожность, истеричность. [2]
  • Яркие, закрепляющиеся эмоции отсутствуют. 
  • Гиперактивность. 
  • Невозможно на чём-либо долго концентрироваться, удерживать внимание. 
  • Инфантильность, обозначившаяся к 6 годам. 
  • Быстрая утомляемость.

Особенности эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР влияют на результативность их обучения. Дети неспособны завершить задачу, пройти путь решения до конца, оценить собственные действия объективно. Несамостоятельность и непоследовательность уже к 6 годам делает их аутсайдерами в детском сообществе из-за отставания в освоении различных знаний и навыков. 

Показатели внимательности и реализованности вырастают, если ребёнок переключается на привычную и подходящую ему по уровню развития эмоциональной сферы игровую деятельность.

Проблемы в детском коллективе

Дети с ЗПР с раннего детства испытывают сложности при адаптации в детском коллективе. Они не только неспособны понимать последствия собственных действий, но и не эмпатичны по отношению к другим детям, не могут понять чувства и эмоции. Неспособность критически осмыслить чужие высказывания и принятие их на веру, склонность подражать поведению наиболее понравившегося в коллективе ребёнка часто приводят к неприятным ситуациям, вплоть до буллинга. Ребят от общения отталкивают частые вспышки аффективного поведения. 

Проблемы в детском коллективе и особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР

Изучение эмоционально-волевой сферы и особенностей памяти у детей с ЗПР позволило сделать вывод, что состояние детей с ЗПР обостряется к периоду окончания детского сада и поступления в школу, так как одновременно на ребёнка влияют несколько факторов: смена деятельности с игровой на учебную, новые локации и условия, новый детский коллектив. Из-за незрелости психических процессов и сам ребёнок, и окружающие начинают особенно остро ощущать разницу между здоровыми детьми и малышом с ЗПР. 

Изучение эмоционально-волевой сферы и особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР
Эмоционально-волевая сфера и особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР

Коррекция

Хотя особенности поведения детей с ЗПР известны давно, качественные исследования методов коррекции и развития эмоциональной сферы были опубликованы только в 1990 году В. В. Лебединским с соавторами. [3]

Впоследствии эта работа легла в основу разработки методов современных коррекционных педагогов. В исследовании подробно разбирались особенности эмоционально-волевой сферы и методы быстрого развития. Пройдя курс основанных специализированных занятий с дошкольником или младшим школьником, возможно развить показатели до нормы в кратчайшие сроки. [4]

Особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР нужно регулировать, опираясь одновременно на 4 направления:

  • Эмоциональный контроль. Даёт навык работы в паре или группе над одной задачей. Ребёнок учится понимать и воспринимать партнёров, оценивать их действия, контролировать себя для взаимодействия. Учится делить задачу на несколько этапов и работать в команде. 
  • Полевая реактивность. Правильный подбор помещений. Оно должно быть достаточного, но не чрезмерного размера. Иметь интересное наполнение для ребят с ЗПР, при этом важно избегать любых деталей в наполнении или отделке, которые могут вызвать отрицательные эмоции. Ажно ничего не менять на протяжении всего времени занятий группы. 
Коррекция и особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР
  • Аффективная экспансия. Обучение взаимодействию с миром через ролевую игру детям предлагаются различные ситуации и роли в них, обыгрываются реальные условия взаимодействия с другими людьми, даётся возможность попробовать себя в нескольких ролях. Это поможет понять законы, по которым происходит взаимодействие в обществе.  Научит контролировать собственные эмоции, сглаживать конфликты. Покажет, как правильно транслировать эмоции окружающим. Развивает эмпатичность. В ходе игры ребёнок понимает, что окружающие тоже испытывают чувства, к которым необходимо отнестись с вниманием. 
  • Аффективные стереотипы. Занятия, направленные на развитие чувствительности и обучение способности формулировать пережитый опыт. Ребёнка учат ощущать различный опыт, осознавать эмоции и ощущения от прикосновения с различными вещами, текстурами, вкусами, ощущениями на коже. Затем ребёнок понимает, какие эмоции испытывает от подобных прикосновений. Следующий шаг – обучение выражению пережиты эмоций через слова или посредством рисунков. 
Эмоциональный контроль и особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР

Для того, чтобы коррекционная работа приносила плоды, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР необходимо проводить в одно и то же время, в группе с неменяющимся составом в одном и том же помещении. [5] Оптимальным считается одно занятие в неделю продолжительностью не более 25 минут, чтобы не вызвать перегрузку и усталость.

Наиболее эффективны группы по 6-10 человек, при меньшем или большем количестве ребят необходимая результативность пропадёт. Курс обычно рассчитан на 20 занятий и занимает 4, 5 месяца.  

Список использованной литературы:

Показать/Скрыть

  1. ^ Судаков К.В, Новые акценты классической концепции стресса (обзор) // Бюл. экспериментальной биологии и медицины, 1997. № 2. Т. 123.
  2. ^ Соколов Е.И. и др. Эмоциальное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. М., 1981.
  3. ^ Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей /
  4. ^ Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001
  5. ^ Семёнович, А. В. Нейропсихоло-гическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семёнович. — М. : Генезис, 2007.

18+ Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:




      Приносим извинения!

      Как можно улучшить эту статью?

      Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

      Похожие посты

      Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

      Перейти на форум
      ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
      Записаться к специалисту

       

      ×