Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Научные исследования последнего столетия показали, что эмоциональная сфера у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет огромное значение для дальнейшего развития. [1] Благодаря ей формируются навыки, необходимые для адаптации в коллективе, окружающем обществе, начала учебной деятельности.
Содержание статьи:
Отличительные черты эмоциональной сферы детей с ЗПР
Эмоциональное развитие в раннем возрасте – основа психического развития и реализованности в основных сферах жизни для маленького ребёнка. У детей с задержкой психического развития особенно заметна значимость этой связи, так как из-за недоразвитости эмоциональной сферы они не способны оценить свои поступки, проанализировать поведение, выявить последствия действий. Они легко внушаемы и стремятся подражать, при этом не понимая сути происходящего. Дополнительно страдает внимание, а из-за этого речь и способность к обучению.
Эмоциональная сфера детей с ЗПР характеризуется отличительными чертами и явлениями:
- Не возникает потребность общаться с окружающими.
- Проблемы в выстраивании продуктивных контактов. Ребёнок с ЗПР не понимает правил, по которым идёт общение между сверстниками или со взрослыми, поэтому не может наладить взаимодействие.
- Частые и внезапные расстройства. Вспышки страха, повышенная тревожность, истеричность. [2]
- Яркие, закрепляющиеся эмоции отсутствуют.
- Гиперактивность.
- Невозможно на чём-либо долго концентрироваться, удерживать внимание.
- Инфантильность, обозначившаяся к 6 годам.
- Быстрая утомляемость.
Показатели внимательности и реализованности вырастают, если ребёнок переключается на привычную и подходящую ему по уровню развития эмоциональной сферы игровую деятельность.
Проблемы в детском коллективе
Дети с ЗПР с раннего детства испытывают сложности при адаптации в детском коллективе. Они не только неспособны понимать последствия собственных действий, но и не эмпатичны по отношению к другим детям, не могут понять чувства и эмоции. Неспособность критически осмыслить чужие высказывания и принятие их на веру, склонность подражать поведению наиболее понравившегося в коллективе ребёнка часто приводят к неприятным ситуациям, вплоть до буллинга. Ребят от общения отталкивают частые вспышки аффективного поведения.
Коррекция
Хотя особенности поведения детей с ЗПР известны давно, качественные исследования методов коррекции и развития эмоциональной сферы были опубликованы только в 1990 году В. В. Лебединским с соавторами. [3]
Впоследствии эта работа легла в основу разработки методов современных коррекционных педагогов. В исследовании подробно разбирались особенности эмоционально-волевой сферы и методы быстрого развития. Пройдя курс основанных специализированных занятий с дошкольником или младшим школьником, возможно развить показатели до нормы в кратчайшие сроки. [4]
Особенности эмоциональной сферы у детей с ЗПР нужно регулировать, опираясь одновременно на 4 направления:
- Эмоциональный контроль. Даёт навык работы в паре или группе над одной задачей. Ребёнок учится понимать и воспринимать партнёров, оценивать их действия, контролировать себя для взаимодействия. Учится делить задачу на несколько этапов и работать в команде.
- Полевая реактивность. Правильный подбор помещений. Оно должно быть достаточного, но не чрезмерного размера. Иметь интересное наполнение для ребят с ЗПР, при этом важно избегать любых деталей в наполнении или отделке, которые могут вызвать отрицательные эмоции. Ажно ничего не менять на протяжении всего времени занятий группы.
- Аффективная экспансия. Обучение взаимодействию с миром через ролевую игру детям предлагаются различные ситуации и роли в них, обыгрываются реальные условия взаимодействия с другими людьми, даётся возможность попробовать себя в нескольких ролях. Это поможет понять законы, по которым происходит взаимодействие в обществе. Научит контролировать собственные эмоции, сглаживать конфликты. Покажет, как правильно транслировать эмоции окружающим. Развивает эмпатичность. В ходе игры ребёнок понимает, что окружающие тоже испытывают чувства, к которым необходимо отнестись с вниманием.
- Аффективные стереотипы. Занятия, направленные на развитие чувствительности и обучение способности формулировать пережитый опыт. Ребёнка учат ощущать различный опыт, осознавать эмоции и ощущения от прикосновения с различными вещами, текстурами, вкусами, ощущениями на коже. Затем ребёнок понимает, какие эмоции испытывает от подобных прикосновений. Следующий шаг – обучение выражению пережиты эмоций через слова или посредством рисунков.
Для того, чтобы коррекционная работа приносила плоды, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР необходимо проводить в одно и то же время, в группе с неменяющимся составом в одном и том же помещении. [5] Оптимальным считается одно занятие в неделю продолжительностью не более 25 минут, чтобы не вызвать перегрузку и усталость.
Список использованной литературы:
- ^ Судаков К.В, Новые акценты классической концепции стресса (обзор) // Бюл. экспериментальной биологии и медицины, 1997. № 2. Т. 123.
- ^ Соколов Е.И. и др. Эмоциальное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. М., 1981.
- ^ Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей /
- ^ Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001
- ^ Семёнович, А. В. Нейропсихоло-гическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семёнович. — М. : Генезис, 2007.