Влияние компьютера на мозг
Невролог, нейрофизиолог, стаж - 35 лет;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Компьютер – изобретение относительно недавнее, а в повседневную жизнь человека он вошёл всего несколько десятилетий назад. Но уже успел изменить жизнь и здоровье людей по всему миру.
Содержание статьи:
Что происходит с мозгом при работе за компьютером?
Благодаря исследованиям, учёные выяснили, как доступный компьютер влияет на мозг человека. И сумели оценить положительные и отрицательные стороны этого. [1]
Проблема человека при общении с современными технологиями заключается в преимуществах электронных гаджетов. Электроника не устаёт, ей не нужен отдых при выполнении сложных операций, в отличие от человеческого мозга.
Нагрузка существенная, так как при работе с клавиатурой или во время игры задействованы почти все органы чувств. Мы используем не только непосредственно мозг. Работают зрение, слух и другие источники восприятия информации, а с ними и руки. В то же время отдельные области мозга начинают работать не так активно. [2]
Наш ум не только получает и обрабатывает информацию, но и одновременно использует ресурсы на управление руками и согласование действий с видимыми изменениями на экране. Приводит к тому, что чувство быстрее наступает усталость. Но при умеренном подходе такую особенность можно применять для тренировки когнитивных функций.
Ещё одной сферой влияния компьютера на нашу жизнь стало социальное взаимодействие и, при этом – обеднение эмоциональной сферы.
Особенно сильно от постоянного присутствия компьютера в жизни страдают дети.
У них ещё не полностью сформировались социальные навыки, они не умеют контролировать себя.
Испытывают трудности с тем, чтоб оценить степень собственной усталости или чрезмерной возбуждённости.
Преимущества использования компьютера для мозга
Несомненно, современные технологии при правильном применении – шаг вперёд в методах обучения и развития детей. Компьютерные программы помогают быстрее и проще осваивать новые навыки взрослым.
К положительным примерам влияния компьютера на мозг человека относят улучшение отдельных функций:
- Способность концентрировать внимание на выполнении конкретной задачи. Для этого разрабатываются специальные программы и игры, которые тренируют навык концентрации как детям, так и взрослым.
- Когнитивное укрепление. Человек становится способен быстрее воспринимать данные и раздражители, оперативно на них реагировать.
- Улучшается один из важных типов памяти – кратковременная. При работе в различных программах или прохождении игр приходится быстро запоминать, а затем применять информацию.
- Время отклика. Человек, регулярно играющий в игры определённых жанров, учится быстрее реагировать на внешние раздражители. Подобным образом люди обучаются преодолевать состояние ступора и паники, когда от человека требуется быстрая реакция.
- Концентрация внимания. Человек становится способен дольше удерживать внимание на конкретном объекте. Лучше замечает детали и произошедшие в ситуации изменения, сопоставляет их.
- Зрительно-моторная координация. Скорость реакции и способность моментально передать приказ действовать рукам, также зависят от скорости восприятия и обработки поступающей через зрительные центры информации.
Стоит понимать, что добиться серьёзного результата можно только под наблюдением опытного инструктора, медика. И программы должны быть соответствующие. При этом нужно уделять тренировкам достаточное время на протяжении нескольких недель или даже месяцев.
Опасное влияние компьютера на мозг
Излишняя привязанность к современным технологиям не может не сказаться отрицательно на человеке.
Отрицательные аспекты воздействия компьютера на мозг:
- Повышенная утомляемость. Причина в навязанном непривычно высоком темпе работы и повышенной нагрузке на глаза, ограниченной подвижности. Человек быстрее начинает испытывать усталость, а чтоб избавиться от неё, требуется больше времени. Детям трудно сосредотачиваться, ухудшается внимательность ребёнка, успеваемость.
- Чрезмерное эмоциональное перевозбуждение. Как правило, такой эффект встречается у заядлых геймеров, выбирающих развлечения, требующих быстрой ответной реакции на действия противника. После затянувшейся игровой сессии человек перевозбуждён, при этом чувствует сильную усталость.
- Возникновение игровой зависимости. И это проблема, так как люди, увлечённые мирами компьютерных игр, не замечая, проводят за ними многие часы. В случае лишения этого хобби они ощущают сильный психологический дискомфорт.
- Деградация навыков социального взаимодействия. Общаясь только через компьютер, пусть и с людьми по сети, человек постепенно утрачивает навык общения в реальном мире. Появляются проблемы с соблюдением общественных рамок и норм. Страдает понимание чужих эмоций без специальных опознавательных значков. Может сформироваться страх общения вживую и другие черты аутического спектра.
Как и любые новые технологии, гаджеты с доступом в интернет способны изменить человеческую жизнь. [4] Но как конкретно компьютер влияет на мозг человека – напрямую зависит от самого пользователя и используемых им методов.
Чтобы получать только положительный результат для себя и детей, следите за тем, как используются современные технологии. И, при необходимости – корректируйте этот процесс.
Список использованной литературы
- ^ Solari, Fabio et al. “Advances in Human-Computer Interactions: Methods, Algorithms, and Applications.” Computational intelligence and neuroscience vol. 2018 4127475. 5 Jul. 2018.
- ^ Matsuda, Goh, and Kazuo Hiraki. “Sustained decrease in oxygenated hemoglobin during video games in the dorsal prefrontal cortex: a NIRS study of children.” NeuroImage vol. 29,3 (2006): 706-11.
- ^ Hoehe, Margret R, and Florence Thibaut. “Going digital: how technology use may influence human brains and behavior .” Dialogues in clinical neuroscience vol. 22,2 (2020): 93-97.
- ^ Gentile, Douglas A et al. “Internet Gaming Disorder in Children and Adolescents.” Pediatrics vol. 140,Suppl 2 (2017): S81-S85.